Наталья Межевых
Мастер-класс для педагогов «Инновационные методики при обучении пению дошкольников. Пропедевтика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская СОШ им. А. И. Скурлатова» структурное подразделение Налобихинский детский сад.
Мастер – класс для педагогов
«Инновационные методики при обучении пению дошкольников. Пропедевтика".
Дата проведения:27 ноября 2017г
Место проведения: педсовет №2 «Инновационная деятельность, как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»
Подготовила и провела
муз. рук. Межевых Н. В.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Инновационные методики при обучении пению дошкольников, Пропедевтика“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
I квалификационная категория. Налобиха 2017г.
Цели: Познакомить воспитателей с новыми методиками обучения пению.
Задачи:
• знакомство с понятием пропедевтика.
• Научить работать по схемам.
• Дать понятие координации слуха и голоса.
• Объяснить механизм работы голосового аппарата при пении.
• Объяснить возрастные особенности дошкольников, при обучении пению.
• Упражнения для снятия напряжения с голосовых связок.
В данном мастер-классе я совместила две методики: пропедевтика - Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой - Канд. искусствоведения, доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России, автор и ведущая семинара «Учусь творить». Методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования, соавтор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании «Тутти».
И методику вокальных сказок, «подсмотренная» на вебинаре Федотовой Ольги Викторовны - музыкальный руководитель высшей категории, член экспертной группы по аттестации музыкальных руководителей, методист-эксперт, руководитель вокальной студии «Гармония» г. Раменское.
Обе эти методики можно представить как пропедевтику.
Пропедевтика (греч. Propaideio – предваряю) – подготовительный, вводный курс в какую-либо науку. В данном случае в практику детского пения. Пропедевтика включает в себя голосовые, артикуляционно-фонемные, дыхательные и речевые игры.
Голосовые игры – мало известная в нашей педагогики форма работы, но если педагог сумеет её превратить в игру, то добьётся быстрого улучшения результатов в пении, поскольку дети будут хорошо владеть физическими параметрами голоса, а голос приобретёт большую гибкость и подвижность. Целью всех заданий и упражнений здесь является сам голос, исследование, творческие открытия новых знаний, игра с этим новым знанием, импровизация.
Слух и голос у человека составляют единый физиологический комплекс: за барабанной перепонкой расположены три ушные косточки, называемые «молоточек, наковальня и стремечко», которые приводятся в движение мышцами гортани. Гортань – это активная сторона слуха, речевого и музыкального: любой звук воспринимается и соинтонируется гортанью и ухом одновременно. Поэтому, при пении развивается музыкальный слух.
Для воспитания у детей навыков хорошего чистого пения необходимо установление координации между слухом и голосом, в которой и заключается секрет пения в унисон. Что мы должны понимать под словом «координация»? В данном случае – согласованная работа гортани и слуха. В этой работе слух помогает исправить неточности музыкального интонирования, а гортань мышцами как бы «слышит» нужное звучание и подстраивается на нужную высоту. Налаживание такой координации составляет основу первоначальной работы по пению. Необходимо учитывать возраст детей: в младшем дошкольном возрасте налаживание координации происходит интуитивно с опорой на понятные образы. Однако, в старшем должна быть постепенно выведена на уровень осознанного контроля детьми за собственным голосом. Работа с детским голосом требует терпения и последовательности, точного понимания в чём заключаются проблемы детей, а в чём ошибки педагога.
Данные методики предлагаются в качестве разминки, распевки. Это такие сказочки, в которых мы путешествуем и встречаем разных персонажей. В «путешествии» нам помогают карточки с персонажами, для передачи образа, и схемы движения звука. Почти все упражнения выполняются на звук «У». Стаккато и вокализация на звуке «У» позволяет детям сформировать естественным образом правильную вокальную позицию без всяких теоритических объяснений.
Ещё один секрет педагогического успеха в работе по пению с дошкольниками заключается в двух составляющих:
1. Пение детей без аккомпанемента.
2. Пение очень простых песенок, состоящих, как правило, из одной мелодической формулы (формульный фольклор).
Приложение. Схемы движения звука № 1-17 в презентации.
Литература:
1. «Ушки на макушке» Пособие по пению. Т. Э. Тютюнникова.
2. Игровая методика обучения детей пению. Кацер О. В. СПб, 2005г.
3. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса детей 5-6 лет. Сост. Т. М, Орлова, С. И, Бекина. М; Просвещение 1987г.
4. Сайт «Преемственность. ru» https://preemstvennost.ru
Вебинар Ольги Фёдоровой «Все поют с удовольствием.