Татьяна Шалыгина
Мастер-класс для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования (пластилинография) «Белая берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования пластилином (пластилинография). Задачи мастер - класса: передача воспитателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
обогащение знаний и представлений педагогов о нетрадиционных техниках лепки; раскрытие творческого потенциала педагогов.
Материалы и оборудование:
плотный картон размер А4; набор пластилина;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования (пластилинография) „Белая берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Лепка, занятия с пластилином
- Береза, березка. Рисование
- Береза. Все на тему березок
- Бросовый материал. Лепка
- Деревья и кустарники
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2018
салфетка для рук; доска для лепки;
стека. Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;
применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;
повышение уровня профессиональной компетентности.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография: во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
Ход мастер-класса
1 Организационный момент.
Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные,
Много гостей, много и новостей.
А чтоб мастер-класс был веселей,
Приглашу я вас за стол скорей
Да послушайте рассказ мой…
Теоретическая часть.
Нетрадиционная техника пластилинография подразумевает рисование таким материалом как пластилин.
Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Это необыкновенно увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. Оно дает толчок развитию, как творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Эта техника очень эффективна для развития мелкой моторики рук, координация движения рук, глазомер. Основной материал – пластилин. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом. Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно - образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий. Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками. Занятия пластилинографией вносят новизну в деятельность детей, поэтому вызывают интерес. В этой технике можно создавать полноценные картины как нарисовал бы их художник. Они оригинальные, красочные. С детьми в данной технике можно выполнять подарки к праздникам и для украшения интерьера группы.
Практическая часть
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Агеева И.
Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку.
Березы — красавицы русского леса. Это символ и гордость русского народа. В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется».
Белоствольная кудрявая березка –о ней написано так много красивых стихотворений поэтами-классиками и современными авторами. Береза - необыкновенно красивое дерево, традиционно символизирующее Русь. В старину говорили, что береза зимой греет, весной поит, летом радует, и целый год в бане парит.
Уважаемые педагоги предлагаю вам выполнить изображение «Белая береза».
Для этого нам потребуется:
• плотный картон голубого цвета, размер А4;
• простой карандаш
• набор пластилина;
• салфетка для рук;
• доска для лепки;
• стека.
Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем изображать берёзу по операционным таблицам.
Рекомендации педагогам по разработке пооперационных карт.
Пооперационная карта отражает последовательность действий ребенка в различных видах деятельности. Это помогает воспитывать у детей самостоятельность, умение определять последовательность выполнения различных действий. Пооперационная карта может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, ребенком. Ребенка необходимо научить "читать" карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости).
При этом не забывайте – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта.
При составлении карты помните принцип – от простого к сложному. Старайтесь не использовать слов, вместо них – знаки, символы и т. д.
Для младших дошкольников количество операций по карте сведите к минимуму (2-4 действия, для старших дошкольников – до 7, но не более.
Обязательно обозначьте конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться.
Рисование пластилином дает сильную нагрузку на руки, поэтому для начала подготовим их. Выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Приемы работы.
В своей работе по изготовлению картин методическим приемом пластилинографии я опираюсь на следующие методы:
1. Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы (уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
2. Информационно-рецептивные методы (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы
3. Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми
4. Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Пооперационные карты показывают четкую последовательность выполнения действий. Карта предлагает объёмный образец.
И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо - физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.
(дети садятся за подготовленные столы).
1. Вначале необходимо выбрать фон работыи
выполнение эскиза.
2. На выбранный фон я накладываю силуэт березы
а) берем белый пластилин и делим на мелкие кусочки;
б) каждый кусочек раскатываем между ладонями прямыми движениями вперед – назад;
в) выкладываем белыми полученными жгутиками ствол и ветки березы;
г) берем чёрный пластилин, отщипываем мелкие кусочки и накладываем «лепешки» на ствол дерева;
д) приступаем к изготовлению листочков. Для этого нужен зеленый пластилин нескольких оттенков. Отщипываем кусочки пластилина, прямыми движениями вперед- назад раскатываем жгутики и из них формируем «крендельки»;
е) этими «крендельками» выкладываем крону березы, используя желаемые оттенки зеленного пластилина.
Вопрос: как вы думаете, какой прием наиболее понятен, доступен детям дошкольного возраста? Что развивает данный прием (выполнение действий по пооперационным картам) у детей?
Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.
Рефлексия.
– Я благодарю всех участников мастер-класса! И хочу сказать: У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Я желаю каждому из вас быть всегда в хорошем настроении, творить и заряжать окружающих своей неутомимой энергией и мастерством.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье –
Занятие, рождённое вдохновеньем!
Спасибо за внимание и сотрудничество!