Ирина Штефан
Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме моего самообразования на тему «Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и пособий».
Слайд 2. Цель мастер-класса: показать педагогам эффективность использования дидактических игр в обучении старших дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 3. Задачи мастер-класса:
1. Систематизировать знания педагогических работников об особенностях работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;
2. Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте;
3. Сформировать у участников мастер класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование дидактических игр при подготовке старших детей к обучению грамоте.
Слайд 4. За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому вопрос подготовки к обучению грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма у дошкольников является актуальным на сегодняшний день.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной. Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, развитие фонематического восприятия и слуха.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?
Слайд 5. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».
Слайд 6. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
• Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• Умение работать со схемой предложения.
Принято считать, что работа по подготовке к обучению грамоте в детском саду состоит из трех периодов и каждый из них включает в себя несколько важных задачь.
Слайд 7. Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Первый период - средняя группа
Фонематические процессы
1. Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
2. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
3. Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
4. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.
Обучение грамоте
1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
2. Знакомство с некоторыми гласными и согласными звуками.
Второй период - старшая группа
Фонематические процессы
• Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
• Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов.
• Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
• Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
• Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
• Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий.
• Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
• Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
• Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Обучение грамоте.
1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
Третий период – подготовительная к школе группа
Фонематические процессы
• Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
• Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
• Ознакомление с новыми звуками.
• Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
• Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.
• Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
Обучение грамоте
1. Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
2. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям избежать трудности обучения в школе и является профилактикой дисграфии и дислексии.
Слайд с 8 по 13.
1. «Найди звук в слове»
Цель: развитие фонематического слуха, нахождение слова на заданный звук или места звука в слове.
Можно использовать следующие игровые приёмы по типу «Услышишь звук – подай сигнал».
2. «Подружим слова»
Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Например: Мама, завязывать, девочка, бант
3. «Слова-друзья»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
4. «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
Слайд 14. И в окончании моего мастер-класса я бы хотела дать вам некоторые рекомендации.
Используемая литература
1. Гомзяк О. С. Программа «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». – М. : Издательство ГНОМ, 2013.
2. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. : Просвещение, 1972.
3. Журова Л. Е., Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. / Методическое пособие. / Конспекты занятий.
4. Косинова Е. М. Пишем вместе с логопедом. – М. : Махаон, 2014.
5. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы/ Под ред. В. В. Гербовой. -2-е изд., испр. -М. : Просвещение, 1988.-64 с.