Оксана Вячеславовна Никулина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие быстроты движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие в ДОУ предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливостью. Связь эта взаимна.
Для двигательных качеств характерно то, что каждое их них может проявляться в разных движениях.
Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие быстроты движения“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Гармоничное развитие двигательных качеств играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности.
Остановимся подробнее на развитии быстроты движения.
Методика определения уровня быстроты. Она определяется по пробегу небольшого расстояния – 10 м по прямой, ровной дороге.
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление.
Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение. Одна из задач – это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал. Другая задача – учить поддерживать высокий темп движения.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Для развития быстроты движений у детей этого возраста можно использовать разнообразные ОРУ без предметов и с мелкими пособиями, которые удобно держать в руке, перекладывать.
ОРУ без предметов
И. п. : стать прямо, руки внизу. Под счет воспитателя быстро хлопать в ладоши впереди и за спиной, чередуя. Повторив 5-6 раз, сделать перерыв, руки опустить. Затем повторить еще раз, поменяв темп движений (быстро, медленно).
И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Быстро присесть, руками обхватить колени, голову опустить – «спрятались дети». Встать, выпрямиться – «нашлись дети, вот они».
И. п. : сидя на полу, ноги прямые, руки опираются сзади. Согнут ноги, быстро подтянуть их к груди, одновременно опустив голову и обхватив колени руками, - «спрятались». Поднять голову, выпрямить ноги, руками опереться сзади.
Упражнение с мячом
«Толкни и догони» Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев, или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним, догоняют мяч и поднимают.
Упражнение с обручем
«Машина» Ребенок держит обруч как руль (горизонтально к полу) и, поворачивая его вправо и влево, бегает с ним по площадке.
Подвижные игры на прогулке
«Кто больше соберет» На площадке разложить шишки (мешочки с песком). Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал «Бери!» - стараются быстро поднять предметы. Отмечается кто больше собрал.
«Ножки, ножки» Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки, бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
«Найди свой домик» Дети с помощью взрослого выбирают себе домик (скамейку, бревно, начерченные на земле круги) и находятся в них. В одном домике может быть 2-3 детей. По сигналу воспитателя выбегают из домиков на середину площадки, изображают ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног, зайчиков (подпрыгивают на двух ногах, самолеты (прямые руки в стороны). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются по местам, занимая домики.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Возможности развития быстроты движения расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча. Ребята пробуют свои силы в спортивных упражнениях (ходят на лыжах, катаются на велосипеде) и играх с элементами спортивных игр (настольный теннис, бадминтон и др.) С целью развития быстроты у старших дошкольников так же проводятся ОРУ без предметов и с предметами.
ОРУ с мячом
И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу, мяч в одной руке. Быстро перекладывать мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.
И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, мяч в одной руке. Перебрасывать мяч из одной руки в другую, стараясь энергично поворачивать кисть.
Игры с мячом
«Толкни-поймай». Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один сидит, другой стоит на расстоянии 2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.
«Катай быстрее». Дети садятся в круг, скрестив ноги, лицом к середине. Перекатывают по полу большой мяч друг другу в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мяч, старается как можно быстрее оттолкнуть его от себя рукой, не допуская к ногам.
Игры с обручем
«У кого дольше». Поставить обруч ободком на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу, затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.
«Скорей в обруч». На полу разложены большие обручи, около каждого двое детей. По сигналу «Беги!» дети бегают вокруг обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в обруч и приседают.
Игры с палкой
«Кто скорее дойдет до верха». Держать палку вертикально за нижний ее конец. Перехватывать поочередно одной и другой рукой, ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.
Подвижные игры и игры с элементами соревнования
«Бабочки и стрекозы». Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Педагог, стоя сбоку называет одну из команд. Ее игроки должны быстро убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они успеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Педагог называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество пробежек осалить больше игроков соперника.
«Конь-огонь». Играющие стоят по кругу, один в центе круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова «У меня есть конь, этот конь – огонь! Но-но-но, но-но-но!» Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бьет копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «Я скачу на нем, на коне своем. Но-но-но. Но-но-но.», с окончанием слов останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идет в круг с флажком. Игра повторяется.
«Игры-эстафеты». Данные игры можно составлять из разных движений, которыми дети уже владеют:
- перепрыгнуть из обруча в обруч (3 штуки, пробежать 2 метра, перепрыгнуть ручеек (ширина 40 см).
Соревнуются примерно равные по силам дети.