Елена Романенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания педагогов в области здоровьесбережения дошкольников на примере применения принципа музыкотерапии.
Материал и оборудование:
Мультимедиа, презентация, музыкальные инструменты, памятки с подборкой произведений для режимных моментов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Ход выступления:
Ведущий: Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии». Академик Владимир Михайлович Бехтерев сказал: «Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья».
Музыкотерапия - интереснейшее и перспективное направление, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
Принцип музыкотерапии основан на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребёнка.
А механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук – это аккустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность и оказывает стимулирующее воздействие. Как же музыка может влиять на здоровье ребёнка?
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.
Цель музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
• активной
• пассивной (рецептивной)
• интегративной
Активная музыкотерапия (активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс) включает:
Вокалотерапия – это формула музыкального самовнушения. Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение.
Танцевальное творчество, помимо самовыражения, помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает выраженный терапевтический эффект.
Инструментальная (дыхательная) музыкотерапия, включающая игру на духовых детских музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Фольклорная арттерапия (традиционная народная песня) особенно хорошо оказывает влияние на нервную систему и общий тонус организма, вызывая ощущение роста сил и притока энергии или состояние покоя, умиротворённости (в зависимости от характера песни).
Игротерапия в большой степени способствует коррекции и регуляции а нарушений поведения у детей (агрессивность, застенчивость и т. д.).
Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.
Практическая часть № 1
Пассивная (рецептивная) музыкотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния.
Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ, которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные.
Практическая часть № 2
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии, который способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета.
Практическая часть № 3
Кроме методов музыкотерапии, музыка сопровождает детей и взрослых в течение всего дня в группе. Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Подборка произведений для режимных моментов
представлена вашему вниманию в памятке
Я считаю, что музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия. Музыкотерапия – универсальный ключ к исцелению с помощью музыки и звука, это - метод будущего. И я, как творческий педагог буду продолжать внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность. Спасибо за внимание!