МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Елена Романенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять знания педагогов в области здоровьесбережения дошкольников на примере применения принципа музыкотерапии.

Материал и оборудование:

Мультимедиа, презентация, музыкальные инструменты, памятки с подборкой произведений для режимных моментов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии“» размещена в разделах

Ход выступления:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии». Академик Владимир Михайлович Бехтерев сказал: «Музыка – не только фактор облагораживающий,

воспитывающий, но и целитель здоровья».

Музыкотерапия - интереснейшее и перспективное направление, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Принцип музыкотерапии основан на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребёнка.

А механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук – это аккустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность и оказывает стимулирующее воздействие. Как же музыка может влиять на здоровье ребёнка?

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Цель музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

активной

• пассивной (рецептивной)

• интегративной

Активная музыкотерапия (активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс) включает:

Вокалотерапия – это формула музыкального самовнушения. Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение.

Танцевальное творчество, помимо самовыражения, помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает выраженный терапевтический эффект.

Инструментальная (дыхательная) музыкотерапия, включающая игру на духовых детских музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

Фольклорная арттерапия (традиционная народная песня) особенно хорошо оказывает влияние на нервную систему и общий тонус организма, вызывая ощущение роста сил и притока энергии или состояние покоя, умиротворённости (в зависимости от характера песни).

Игротерапия в большой степени способствует коррекции и регуляции а нарушений поведения у детей (агрессивность, застенчивость и т. д.).

Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.

Практическая часть № 1

Пассивная (рецептивная) музыкотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния.

Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ, которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные.

Практическая часть № 2

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии, который способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета.

Практическая часть № 3

Кроме методов музыкотерапии, музыка сопровождает детей и взрослых в течение всего дня в группе. Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.

Подборка произведений для режимных моментов

представлена вашему вниманию в памятке

Я считаю, что музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия. Музыкотерапия – универсальный ключ к исцелению с помощью музыки и звука, это - метод будущего. И я, как творческий педагог буду продолжать внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Кроссворд как форма активизации педагогов на методических мероприятиях Ни для кого не секрет, что познавательное развитие – это одна из важных составляющих полноценного развития ребенка. В федеральном государственном.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Отпуск-время для восстановления своего здоровья (фоторепортаж)Отпуск-время для восстановления своего здоровья (фоторепортаж) С 2010 года я отдыхаю в Архипо-Осиповке в санатории с таким же названием. Как это не странно, но про этот поселок уже было несколько публикаций.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»
Опубликовано: 31 августа 2020 в 10:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Приемы активизации и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД