Людмила Рожкова
Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
Задачи:
• Систематизировать представления педагогов о народной игрушке.
• Заинтересовать педагогов в том, какое влияние оказывает народная игрушка на художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольника.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2015
• Раскрыть методические основы обучения детей изготовлению абашевской игрушки.
• Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Материал:
• Образцы глиняных игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).
• Компьютерная презентация (слайды).
• Доска для лепки
• Глина и пластилин
• Влажные салфетки
• Стеки
Музыкальный ряд:
• Русская народная музыка.
Решаем проблему, используя методы и технологии:
• Метод интеграции искусств.
• Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
• Метод сравнений (ассоциации).
• Компьютерная технология.
Ход мастер- класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практике художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно - эстетического воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по образному содержанию явление современной культуры. Оно связано с формированием основ личности, с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Прививая любовь к прекрасному, знакомлю детей с народным прикладным искусством Пензенского края в рамках реализации образовательной программы ДОУ - регионального компонента и проекта «Знакомим дошкольников с родным краем». В моей работе ведущими методами для решения задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого и ребёнка.
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности использую различные: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Работая над этой темой, я разработала серию конспектов, подобрала доступный материал, изготовила дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Нарисуй узор», картотеку подвижных, народных игр, альбомы с образцами ДПИ для рассматривания, составила подборку настольно – печатных игр.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Значительную роль в процессе нравственно – эстетического воспитания помогает музейная комната Чембарского быта, организованной у нас в ДОУ. Итогом детской деятельности служат выставки детского и совместного с родителями творчества в детском саду, создание декоративных альбомов; участие в развлечениях, досугах, праздниках.
На сегодняшний день накопленным мною материалом в данном направлении, я хотела бы с вами поделиться.
- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные? Что это за игрушка? Кто знает?
- А это что за игрушка? Показываю “Абашевскую игрушку”. Эта игрушка вам знакома? Правильно, эту игрушку мы должны знать и узнавать её всегда, потому что изготавливается она в нашей области.
- Как вы думаете, как узнать побольше про игрушку? Как поближе познакомиться с народной игрушкой? (Коллеги предлагают сходить в музей).
- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки ”.
(Звучит русская народная музыка).
Педагогам предоставляется компьютерная презентация “В музее народной игрушки”.
Ну, а вот эта игрушка родилась на нашей Пензенской земле. Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления. Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы. Жил в селе Абашево Пензенской области талантливый мастер Ларион Зоткин, фантазер и сказочник. Самые обычные домашние животные превращались в его руках в сказочные существа неведомой породы. Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.
Предлагаю посмотреть, как я знакомлю детей с этапами лепки абашевской игрушки. Приглашаю желающих к столу. Будем делать это вместе.
Этапы изготовления абашевской глиняной игрушки
1. Подготовленный ком глины разминается на дощечке и делится на две
равные части.
2. Из одной части раскатываем и формируем овал длиной 5-7см.
3. С обоих концов полученного овала делаем надрез глубиной 1-1,5 см.
4. Раздвигаем надрез и формируем коротенькие, конусообразные ножки
игрушки.
5. Формируем из полученной заготовки дугообразную форму, в
результате чего получаем туловище и ножки игрушки.
6. Берем вторую часть глины и делим ее на две части.
7. Одну часть откладываем, а из второй части формируем удлиненную
шею в виде «морковки».
8. Прикрепляем толстый конец «морковки» к туловищу.
9. Из оставшейся глины лепим небольшую головку в виде «груши» и
прикрепляем к шее изделия.
10. Лепим причудливые рожки похожие на елочку или ракушку (есть и
другие варианты, их можно придумать самим).
11. Длинную шею игрушки можно украсить лепным ритмичным и
симметричным узором, из мелких глиняных горошин, при условии, что
украшение игрушки не мешает и не отягощает форму игрушки.
12. Стекой намечаем глаза, ноздри и рот игрушки.
В процессе изготовления глиняной игрушки у детей формируется умение пошагово выполнять практическое задание при помощи и под контролем воспитателя. На последующих занятиях закрепляю с воспитанниками полученные навыки изготовления глиняной игрушки и приобретенные знания об истории традиционного художественного промысла села Абашево Пензенской области.
- Уважаемые коллеги! Благодарю за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определённые представления об изготовлении абашавской игрушки, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.