Павлова Юлия Александровна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «От звука к чистой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ.
«От звука к чистой речи»
Цель – повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы.
Задачи:
1. Представить педагогический опыт по формированию чистой речи спомощью дыхательной и артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
2. Обучить педагогов основным артикуляционным и дыхательным упражнениям для формирования правильного звукопроизношения у детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „От звука к чистой речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Знакомство с нетрадиционнымиформами работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
Необходимое оборудование:Индивидуальные зеркала, ватные шарики, ватные палочки, коктейльные трубочки, стаканы с водой, воздушные шары, пластмассовый шарик на верёвочке, пузырьки, бумажные кораблики, таз с водой.
Ход мастер-класса
I. Приветственное слово.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - это звукопроизношение. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Также чистота произношения звуков зависит от правильного речевого дыхания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости.
IIэтап. Знакомство и обучение дыхательной гимнастики.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.
Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.
Итак, познакомимся с правилами проведения дыхательной гимнастики.
Следим: спина ровная, весь материал находится на уровне грудной клетки.
Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать) .
Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
Заниматься до еды.
Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.
Практическая часть
Попробуем выполнить несколько дыхательных упражнений.
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Футбол» Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаши. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол. Мяч должен оказаться между кубиками. Упражнение отрабатывать в усложнённом варианте, (т. е. кончик языка на нижней губе).
«Снежинка 1» Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Положите «снежинку» на ладошку. Поднесите ладошку ко рту и медленно подуйте на «снежинку». Отрабатываем упражнение в усложнённом варианте.
«Снежинка 2» «Снежинку» кладём на кончик носа. Кончик языка (широкий) кладём на верхнюю губу и медленно дуем. Следить: дуем строго через язык, «снежинка» летит как можно выше.
«Кораблик» Сделайте из бумаги кораблик. Опустите его в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик. Для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного, но плавного выдоха. Отрабатываем упражнение в усложнённом варианте.
«Шторм в стакане» Для этого упражнения необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
«Пароход»Для игры необходим стеклянный пузырёк (например из-под нафтизина) Слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти по середине языка. Длительно, медленно, плавно (но с силой) выдыхаем, добиваясь гудка (свиста). Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз) .
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
IIIэтап. Знакомство и обучение артикуляционной гимнастики, а так же демонстрация не традиционных приемов.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционный аппарат- совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи.
Давайте вспомним, какой главный артикуляционный орган. (язык)
Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края).
Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).
Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог. Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное, многократное выполнение упражнений.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.
1. Растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО
2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ ---ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягиваем, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ.
3. Выполним упражнение «Футбол» или «Орешек». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик.
4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка.
5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет до 8.
7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком:
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Язык - "чашечка", цель - поймать шарик в "чашечку".
2. Передвигаем шарик вправо влево, по веревочке.
3. Крутим шарик языком толкая его то сверху, то снизу.
4. Поймать шарик губами.
А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Мы заканчиваем наш мастер класс. Сегодня я вас познакомила с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастикой, которые способствуют формированию чистой речи. На следующем мастер – классе я, хотела бы продолжить тему «от звука к чистой речи» и посветить его упражнениям на развитие слоговой структуры слова.
Спасибо за внимание!