Ольга Зайцева
Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».
Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Публикация «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи. Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка не только говорить, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать Игра это не только развитие, но и общение нас с детьми. Дети особенно тянуться к людям, которых они любят. Для них счастье, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее.
Все действия, производимые руками, стимулируют развитие ребенка. Ведь известно, чтобы замолчать, надо заблокировать руки. А чтобы ребенок заговорил, надо дать ему предмет в руки. В процессе игры он увлекается и не замечает, что его учат. Грамматические задачи при этом очень тесно решаются с лексическими. Вначале ребенок учится выполнять фонетические упражнения, затем лексические, в конечном итоге, можно переходить к связному высказыванию, повествуя о том, что он создал в песочной стране.
Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Важно, при игре с песком проговаривать все действия, просить детей повторить ваши слова, обращаться к детям с вопросами.
Примеры некоторых упражнений
• «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
• «Пройтись» пальчиками правой и левой руки поочередно.
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ.
• Просеять песок сквозь пальцы поставить на песок игрушки и играть с ними. Например, лошадка. Рассмотреть где глазки, ушки… Показать, где грива и т. п.
— Но!- сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
В. Берестов
• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
• Точка, точка, запятая.
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.
• «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это. Поговорите с ним об игрушке: цвет, размер ….
• Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
• Игра «Кто как кричит?» В песке спрятаны игрушки животных: корова, кот, собака, тигр, еж и т. д; птицы: петух, курица, утка и т. д. Ребёнок должен достать животное и произнести характерные для этого животного звуки.
• Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
• «Помоги зайцу» В песке делается три-четыре углубления –«следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.