Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование карт Проппа для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Березнева Анна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование карт Проппа для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с картами Проппа, обеспечивающие эффективное запоминание текстов.

Задачи:

1. Дать понятие - карты Проппа, раскрыть актуальность.

2. Познакомить с этапами, формой и методами работы с использованием карт Пропп.

3. Дать рекомендации педагогам по использованию карт Проппа при пересказе сказок.

4. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога.

5. Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы

6. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: наборы карт Проппа, презентация.

План:

2. Вступительное слово.

3. Ознакомление с этапами, формами и методами пересказа и сочинения сказок по картам Проппа.

4. Работа в фокус - группах.

5. Работа с остальными участниками мастер-класса.

5. Представление сказок педагогами.

6. Рефлексия.

Ход мастер–класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

он их усвоит на лету» (К. Д. Ушинский)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Как вы думаете, какие проблемы существуют в речи детей? (Ответы педагогов)

Да, вы правы, я с вами полностью согласна.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из эффективных методов в работе по развитию речевых навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста являются карты Проппа, которые очень эффективно использовать для развития умения пересказывать сказки. Практика показала, что сказки, составленные с помощью карт Проппа, не только развивают речь детей, но и прекрасно запоминаются, оказывают сильное позитивное воздействие.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми. Сегодня мы поговорим о сказках.

Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Игровое пособие состоит из 28 карточек, на которых изображены функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;

• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;

• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;

• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;

• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Сказочных ситуаций или функций 20:

1. Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки.

2. Запрет – наказ герою («не отворяй двери», не пей водицы»).

3. Нарушение запрета – герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее).

4. Вредительство – намеренное или по незнанию (конь пшеницу ночами топчет; невестки сожгли шкуру лягушачью; сорвали яблочко молодильное в саду).

5. Отъезд героя - чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи).

6. Задача - особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей.

7. Встреча с дарителем, помощником – появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу.

8. Волшебные дары или волшебное средство - появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблоки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни.

9. Появление героя – героя произведения или героя спасителя («вдруг, откуда то летит маленький комарик…»; сделал папа Карлу куклу, слепил дед с бабкой Снегурочку).

10. Вредитель или антигерой – появление антигероя или вредителя.

11. Борьба – схватка между героями и антигероем (врагом).

12. Победа – достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен.

13. Возвращение домой – с хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами).

14. И жили они долго и счастливо – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).

15. Ложный герой – появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе).

16. Трудные испытания – испытание героя (Баба-Яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом).

17. Ликвидация беды – спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес).

18. Узнавание героя – все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего.

19. Наказание ложного героя, врага – (заключение в темной, ссылка в далекие края, обязанность ухаживать оставшуюся жизнь, носить шкуру медведя).

20. Свадьба или счастливый конец – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).

Работая с картами Проппа, дети обогащают свой словарь, учатся создавать отдельные предложения и целый текст, совершенствуют лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи. Благодаря картам Проппа, можно легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Ребенку это помогает лучше

усвоить содержание сказки и облегчить пересказ, карты помогают ребенку составить свою собственную сказку с опорой на самостоятельно подобранный материал.

Этапы работы с картами Проппа:

На начальном этапе воспитатель вносит карты Проппа (5-7 штук, знакомит детей с ними. На первом этапе воспитатель читает художественное произведение, чтение сопровождает выкладыванием карт Проппа согласно сюжету.

После этого идет пересказ прочитанного, ориентируясь на карты Проппа. Закрепляется пройденное самостоятельной работой ребенка: при чтении художественного произведения он выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них пересказывает.

На следующем этапе дети сами сочиняют сказки, используя карты Проппа. Для этого ребенком или группой детей отбираются 5-8 карт, из предложенных картинок выбирается герой, помощники героя, враг, запрет и т. п. Дети размещают карты, отобранные картинки в определенной последовательности и придумывают сказку.

Существуют несколько видов работы с картами Проппа:

«Перевирание сказки» (детям предлагается в знакомой сказке придумать новую сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы еще одного нового персонажа).

«Сказка в «заданном ключе» (детям предлагается на обсуждение ситуация, когда герои известной сказки попадают в нестандартные обстоятельства, таким образом у детей развиваются фантазия и творческие навыки)

«Салат из сказок» (детям предлагается ситуация, когда в сказке собираются герои из нескольких сказок и дети придумываю новую версию сказки)

«Сказки наоборот» (детям предлагается знакомая сказка, в которой добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми, в связи с этим возникают новые повороты сюжета в сказке)

Таким образом, карты Проппа являются замечательным методом при пересказе сказок, при творческом рассказывании, сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие навыков пересказывания, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, что является важнейшим условием качественной подготовки к школе.

Практическая часть: (работа с фокус-группами)

Задание для I фокус - группы:

Педагогам предлагается пересказать с помощью карт Проппа сказку «Волк и семеро козлят».

Задание для II фокус - группы:

Педагогам предлагается сочинить «Сказку наоборот» с помощью карт Проппа сказку «Красная шапочка», когда добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми, появляется новый поворот сюжета.

Пока работают фокус - группы остальным участникам мастер-класса предлагается задание.

Я вам предлагаю отправиться за тридевять земель в тридесятое сказочное царство. Давайте подумаем, что нам может пригодиться в дороге?

На чем можно отправиться к месту поисков? (Ответы педагогов)

Кто нам может указать дорогу? (Ответы педагогов)

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть (Ответы педагогов)

Вспомните чудодейственные напитки, плоды, которые помогают героям в сказках (Ответы педагогов)

Назовите сказочных помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню (Ответы педагогов)

Представление сказок фокус - группами.

Рефлексия:

А сейчас прошу вас оставить свои впечатления о нашем мастер-классе.

(Педагог выносит сказочную яблоню и раздает участникам фокус-групп яблоки с вопросами)

- Была ли тема мастер - класса Вам интересна?

- Что для себя полезного Вы узнали?

- Какие вы испытали эмоции?

- Что вам показалось сложным или не понятным?

Я надеюсь, что вы будете использовать эту технологию в своей работе!

Публикации по теме:

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование карт Проппа для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 13:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование карт Проппа для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Березнева Анна (УИ 3544499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД