Елена Александровна Лукъянова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
«Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников»
Подготовила: воспитатель Лукъянова Е. А.
Цель мастер-класса: знакомство воспитателей с игровыми упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;
- вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- обучить основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.
Материалы: клубочек, мячик, коробочка «Волшебных конфет», картотеки игр.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ход проведения.
Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.
Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, мы отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. Детям можно помочь, если использовать игровые упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Система игр, условно разделена на 4 блока:
1блок Игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как «Давайте познакомимся», «Встреча» и др. способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
2 блок Игры для развития эмоций – с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. Можно проводить такие упражнения, как "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Разговор через стекло», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.)
3 блок Игры, направленные на формирование навыков восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
4 блок Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Минутки дружбы или эмоциональные минутки помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также как элементы начала любой совместной деятельности.
Практическая часть мастер-класса.
Предлагаю вам познакомиться с игровыми упражнениями.
"Здравствуйте"
Ласковые ручки наши, Здравствуйте! - погладить ладошки - пальчиком
Глазки, ушки, носик, ротик, Здравствуйте! - коснуться глаз, ушей, носа, рта
И улыбки, и улыбки, Здравствуйте!- улыбнуться и кивнуть друг другу
И лукаво подмигните, Здравствуйте! - подмигнуть друг другу
«Клубочек ласковых имен».
Воспитатели стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами. Клубочек передаю, И ласково имя его назову- …
«Лучики».
Ведущий и воспитатели вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца. Воспитатель предлагает почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом с друзьями.
Утренние лучики заглянули к нам в окошко,
Принесли в своих ладонях
Теплоту и доброту, частицу солнца.
«Дотронься до.».
Ведущий предлагает: «Дотронься до. синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
"Передай привет по кругу"
Дети здороваются друг с другом разными частями тела - правая рука с правой, щёчка с щёчкой (чем старше дети, тем сложнее задания).
"Руки знакомятся, ссорятся, мирятся" - развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Дети сидят в парах с закрытыми глазами напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий даёт задания: протянуть руки друг другу; познакомиться, постараться лучше узнать своего соседа; руки ссорятся; руки хотят помириться, просят прощения; руки расстаются друзьями.
" Паровозик дружбы" - объединение детей в группу. Воспитатель идёт по кругу, хлопая в ладоши называет в такт своё имя. Выбирает "паровозик"- это кто-то из детей, ребёнок становится впереди воспитателя. Они вместе идут по кругу и называют его имя. Каждый раз "паровозик" меняется и все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.
«Комплименты». Правило - не повторяться. Глядя в глаза друг другу, желают соседу чтото хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мячик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
"Разговор через стекло"- развитие умения мимики и жестов. Представить, что стекло толстое, оно не пропускает звука, но мы видим друг друга. Делимся на две группы, одна группа показывает, другая отгадывает.