Елена Саенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости в общении с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов ДОУ «Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости в общении с природой».
На современном этапе развития большое внимание уделяют воспитанию общения детей с природой, главная задача которого- формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитанием этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрывается её красота и многообразие. День проведённый в общении с природой ребёнком, посреди рощ, полей, стоит многих недель проведённых на занятиях в группе. Общение с природой учит слышать музыку леса, шелест травы, пение птиц, журчание воды и т. д. – всё это вызывает эмоциональное воспитание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Природа, планета Земля, экология
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Темочки
Воспитатель обращает внимание детей на то, как преобразился парк осенью, зимой, весной: какие листья деревьев окрашены в ярко- зелёный или жёлтый цвет и т. д. Педагог предлагает воспитанникам остановиться и послушать шелест листьев, шум ветра, объяснить, что общего в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем можно предложить почитать стихи о природе детям или педагогу. Для эмоциональной сферы воспитания немаловажное значение имеет уборка листьев или снега на своём участке. У детей появляется цель, как больше собрать листьев (снег) в большую кучу и поваляться на ней. Приобщение ребёнка к эмоциональному общению в природе в целом только тогда даёт результаты, когда ребёнок через собственную трудовую деятельность придёт к освоению и пониманию взаимосвязей, существующих в мире природы. Чтобы они были прочными, важно в ребёнке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное.
М. Пришвин писал «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить. Чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».
Ушинский определял природу как один из могущественных агентов в воспитании человека. «Научить ребёнка не только думать, но и созерцать. Логика природы самая доступная и самая полезная для детей»
Руссо говорил о естественном воспитании детей в природе.
Песталоцци о положительном значении восприятия детьми природы.
Монтессори считала природу одним из факторов воспитания в педагогической системе.
Коменский говорил о необходимости детей с природой с раннего детства.
Творческое отношение к природе требует её знания. Трудно любить и охранять животных и растения не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Чаще проводя экскурсии или гуляя на природе, воспитатель более глубоко знакомит детей с большим количеством растений, животных, даёт сведения о них, проникает в чудесные тайны их жизни. Знакомит с народными приметами, легендами. И если природа предстанет перед детьми в живом показе инее менее в живом рассказе, то они лучше усвоят задание, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. Вот некоторые темы для наблюдений : «Смотрю и вижу», «Твоё маленькое открытие», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельное открытие, получают задания для наблюдений до занятия и после. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально- образного познания природы. Необходимо воспитывать детей не просто видеть и слышать, а учить их общаться с природой и чувствовать сердцем родную природу.
Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно- трудовой деятельностью поможет развивать у них внимание и интерес к окружающему миру. Общение детей с природой повышает эмоциональную сферу чувств, познания, восприятия.
Художественная литература учит эмоционально реагировать на мир природы, сопереживать, любить.
Проявлению эмоциональной отзывчивости учат музыкальные произведения, они вызывают определённый эмоциональный отклик на настроение музыкального произведения. Помогают привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы. Развивают эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку, посвящённую красоте природы.
Знакомят детей с репродукциями картин знаменитых художников, которые изображают пейзаж, природу в разное время года (И. И. Шишкин, И. Левитан, А. К. Саврасов и др.)
Детское творчество отражает окружающий мир,природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Умение передавать красоту природы в продуктивной деятельности детей. Вызвать радость от выполнения творческого самовыражения в рисунках, поделках.
Открывая удивительное вокруг себя, ребёнок меняет отношение к окружающей его природе. Например. Говоря о травах, дети узнают многие и лекарственные их ценности, их значение для человека, для природы в целом.
Так, например, лебеда- не просто сорняк, а спасшая тысячи людей от голода во время войны, её при выпечки добавляли в хлеб.
Ухаживая за растениями в группе, можно не просто полить, а поговорить с ним. Просто сказать «Попей водички, ты наверное пить захотел», то у ребёнка появится совсем другое отношение к растениям.
Мир природы – вечный источник детского разума. И менно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, открываемых людьми в процессе воспитания. Важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребёнку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы воспитанник познал себя, как активную, творческую силу, переживал чувство гордости от того, что всё это он увидел и потрогал сам.
Задача педагога – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, а напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Красота здесь многолика. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты света и цвета, гармонию звуков надо подключить к познанию как чувства так и абстрактно-логическое мышление.
Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечению их к наблюдению над природой, специально- эмоционально познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Если эти и другие разнообразные задания предлагать на занятиях постоянно, то они, быть может, и помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом пристально всмотреться в жизнь.
Любоваться природой – это лишь первый росток доброго чувства. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой. Но и беречь, и охранять её, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.
Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает ещё одно чувство – это чувство ответственности за свою землю.
Практическая работа с педагогами :
Рисование пейзажа с помощью файла, используя нетрадиционные техники рисования (рисование по мокрому, монотипия)
Цель: учить передавать красоту природы через нетрадиционные техники рисования.
Материал: альбомные листы, гуашь, кисти мягкие разной толщины, простой карандаш, поролон для смачивания рисунка, вода, файлы.