Наталья Александрова
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников».
Цель: Познакомить педагогов с новой игрой развивающей направленности - геокешингом, доставить радость и удовольствие
Задачи:
1. Познакомить педагогов с образовательной технологией «геокешинг»;
2. Апробировать образовательную технологию в практической деятельности.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОО „Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход мастер-класса :
1 часть «Теоретическая»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса, который я вам представлю: «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников».
Мы зарываем знаний клад
В детей сокровищем нетленным,
Оно вернется к нам назад
Богатством творчества бесценным!
Эти строки, как ни что другое, подходят для определения педагогической истины : чем больше мы вкладываем в детей, тем бесценнее становится наш мир.
На сегодняшний день перед нами стоит задача подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное при этом, не ограничивая свободу ребенка, давая ему возможность развиваться как индивидуальность. В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Я тоже решила заинтересовать детей, через игру восполнить пробелы в их знаниях. Именно поэтому, я задалась поиском педагогической технологии, помогающей детям интересно получать и обогащать знания.
Одной из таких технологий, направленных на формирование у детей навыков и умений, необходимых для решения экологических проблем, является «экологический геокешинг».
Что такое геокешинг?
Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения.
Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанных другими участниками игры.
Игра геокэшинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокэшинг, расширяет кругозор дошкольников.
Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.
Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников позволяет :
Расширить знания о родном крае (особенностях природы, растительном и животном мире).
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Познакомить с простейшими способами ориентирования на местности.
Формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Характерные особенности геокешинга :
1. Наличие команды игроков.
2. Наличие чё тко оговариваемых правил: к цели нужно идти четко по подсказкам, пропускать нельзя. Иначе не достичь главной цели – клада.
3. Участники сами выбирают способ, при помощи которого они будут решать поставленную задачу.
4. Игроки – команда. Каждый имеет право на свое мнение.
5. Итог – неожиданный приз, приятный для всех.
Эта технология, помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Вся работа реализовывалась мной поэтапно, как и предполагает методика проведения элементов геокешинга, которые включают в себя 4 этапа.
1 этап – предварительная работа.
На начальном этапе я учила детей ориентироваться в пространстве: будь то карта, схема, макет территории детского сада. На этом этапе с детьми проводились игры-занятия по ориентированию, по изучению условных знаков на картах, умению работать с макетом детского сада, умению определять на нем местоположение различных объектов. Следует отметить, что территория детского сада очень большая, есть разнообразные деревья и кустарник, яблоневый сад спортивная, площадка. Совокупность этих факторов позволяет участникам мероприятия непосредственно взаимодействовать с живыми объектами, ощущать себя частью мира природы. Например, наблюдать за деревьями, растениями, насекомыми, птицами в разное время года.
2 этап – подготовительный. На этом этапе я создаю сценарий, подбираю задачи для каждого задания, и готовлю все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап – проведение игры.
Методика предполагает изначально проводить игру в групповом помещении, а потом на улице, поэтому первоначально я попробовала провести экологический геокешинг в группе. В дальнейшем я расширила пространство проведения игры. Игра началась в группе и завершилась поиском клада на территории участка.
4 этап – Заключительный. На этом этапе игры дети возвращаются в группу, открывают клад, подводят итог путешествия.
Правила игры довольны просты, но их нужно выполнять.
Правила игры:
1. Заранее готовится «клад» : угощение, игрушка, сувениры, канцтовары, украшения; творческие тайники (загадки, рисунки, фотографии).
2. По заданию дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого.
3. Забрать из тайника предмет. В тайник положить предмет, взамен взятого.
4. Рассказать о своей находке.
Способы поиска клада: для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада
• это поиск по загадкам,
• по приметам,
• по схеме.
В геокешинг можно начинать играть со средней группы.
Средняя группа– игры с простейшими элементами ориентирования на листе бумаги и в группе.
Старшая группа– игры с составление простейших карт-схем с использованием геометрических фигур, начало обучения ориентированию по карте-схеме.
Подготовительная группа– игры на ориентирование с использование карт-схем территории д/с. Соревнования между подгруппами. Использование компаса.
2 часть «Практическая»
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить вам поиграть в экологический геокешинг.
Я спрятала клад в музыкальном зале и предлагаю вам его найти и забрать. Предлагаю всем желающим отправиться на поиски клада.
Давайте рассмотрим карту, на ней подсказки,где находятся задания, которые мы с вами должны выполнить и найти клад. И так первая подсказка.
Не на полу, не на полке,
И в дом глядит, и на улицу.
Правильно окно. Ищем задание на окне.
Задание №1 «Крепкая цепочка»
Необходимо взявшись за руки пройти полосу препятствий, руки разрывать нельзя.
(Пройтись по канату, после, обойти змейкой модули и пройти через обруч)
По окончании полосы препятствий, педагоги смотрят в карту на 2 подсказку.
Есть клавиатура,
Но не компьютер,
Есть педали,
Но не машина.
Правильно пианино, следующее задание.
Задание №2. «Изобрази жестами животных» Показать с помощью жестов, что изображено на карточке (лиса, волк, медведь, кошка, корова, конь).
Следующая подсказка
Кто приходит, кто уходит,
Все её за ручку водят.
Правильно дверь, читаем задание.
Задание №3. «Анаграммы». Уважаемые коллеги, мозговой штурм- составьте правильные слова из представленных на экране:
КЛГЯОИЭО - экология
ЕИГНОШГЕК – геокешинг
РОДПИАР – природа
ТЖНИЫВЕО – животные
НАТСИЕЯР – растения
АТАНЛЕП – планета
Смотрим следующую подсказку.
Он стоит в углу один,
Деревянный господин.
Книжных полок повелитель,
Многих знаний он хранитель.
Правильно шкаф, читаем задание.
Задание 4№ «Пословицы и поговорки в картинках» Ув. Педагоги следующее задание отгадайте пословицу и поговорку по картинке.
1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Яблоко от яблони не далеко падает.
3. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
5. Назвался груздем полезай в кузов.
6. Доброе слово и кошки приятно.
И отгадав последнюю подсказку мы узнаем, где находится клад.
Место, где живёт уют,
Там, где любят нас и ждут,
Догадайтесь, я о чём?
Всем на свете нужен …
Мы с вами справились со всеми заданиями и нашли клад. В контейнере лежит блокнот и ручка, вы забираете пакет с подарком, а в блокноте рисуете смайлик,если мастер-класс понравился улыбающегося, если нет то грустного.
Геокешинг – это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща. Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!