Яковлева Наталья
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры для развития коммуникативных навыков дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №61»
г. Стерлитамак
Мастер-класс для педагогов :
«Дидактические игры для развития коммуникативных
навыков дошкольников.»
Подготовила: воспитатель
Яковлева Н. Н.
2019-20 уч. год
Дидактические игры для развития коммуникативных
навыков дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры для развития коммуникативных навыков дошкольников„» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как известно, игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Дети должны уметь играть в различные игры : дидактические, подвижные, СРИ. Чтобы научиться играть во все эти игры детям нужно научиться самому главному – умению общаться друг с другом.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Сегодня я хочу предложить вам дидактические игры на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Дидактические игры, как и другие виды игр, оказывают большое влияние на формирование дружеских отношений среди сверстников. Основная особенность этих игр определена их названием: это игры обучающие. Они созданы взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Играя поначалу просто рядом, а потом объединяясь в игре по двое, трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
Виды дидактических игр
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания – «Что растет в саду?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд»
Игры с предметами или с игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения –«Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?»
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи –«Кому что нужно?» «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Похож-не похож», «А что потом?», «Так бывает или нет?»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем общении с детьми и которые нами очень любимы.! Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами
Далее рассмотрим ряд дидактических игр, целью которых является развитие коммуникативных навыков дошкольников в разных ситуациях.
«СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ПОТЕРЯЛСЯ РЕБЕНОК!»
Цель: Развивать умение описывать своего сверстника, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, выявлять симпатию друг к другу. Педагог выбирает одного из детей. Остальные дети сидят на стульчиках в кружок, полукругом. Ребенок должен описать кого-нибудь из детей: какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кого описали, становится водящим.
Ход игры : Внимание! Внимание! потерялся ребенок. У него черные длинные волосы, карие глаза. Он одет в синюю футболку в белую полоску, джинсовую юбку с карманами, в белые колготки в разноцветный горошек. На ногах у него розовые сандалии с белыми цветочками. Кто это?
«Я ХОЧУ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ»
Эта игра разработана О. В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей. Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.
«УГАДАЙ? КТО Я»
Все игроки сидят на стульчиках. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Воспитатель смотрит на кого-нибудь из детей и кивает игрок должен сказать: угадай кто я. Задача водящего – отгадать, кто это сейчас сказал. Затем игроки меняются местами, если он угадает. Игру можно проводить не только на стульчиках, но и стоя (например, на прогулке).
«ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение описывать, находить что-то общее со сверстником, формирование доброжелательных, дружеских отношений со сверстниками
Все встают в круг. В руках у ведущего мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают по кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», «У тебя красивые…».
КЛУБОЧЕК
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет. Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры : дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь: Как тебя зовут?
Мама тебя дома как называет?
Что ты любишь есть?
Чего ты боишься?
Твоя любимая игрушка.
Твой самый любимый мультфильм?
Как ты помогаешь дома маме?
Ты любишь кататься на велосипеде?
Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий : эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
“ДАВАЙ ДРУЖИТЬ” (4 года). Взрослый: Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.
Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.
Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то радостно, то застенчиво, грустно.
«РАССЛЕДОВАНИЕ»
Цель игры : развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность. Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры. Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д., т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.
«ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА» (НАРОДНАЯ ИГРА).
Все игроки становятся друг за другом, можно даже взяться за руки. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.
«КОМПЛИМЕНТЫ».
Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.
Это очень приятная игра – попробуйте.
«ИЩУ ДРУГА».
В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.
Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.
Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.
«ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ»
Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто ….
( Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты»,
«Кто каждый день убирает свою постель»,
«У кого дома есть кошка» и так далее).
Маленький секрет этой коммуникативной игры : в эту игру можно играть и со взрослыми, причем с весьма серьезными целями. Например, в группе педагогов моего курса повышения квалификации мы знакомились друг с другом именно в этой игре. Задания были такого типа: «Поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Истоки». А теперь поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Из детства – в отрочество». А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя молодым педагогом. А теперь поменяйтесь те, кто считает себя опытным педагогом в этой теме и готов поделиться своим опытом и находками с коллегами» и другие. Так, во время игры за несколько минут я получаю важный для меня «портрет группы». И всем интересно! И мне тоже!
«ЗВЕРИНОЕ ПИАНИНО».
Эта коммуникативная игра разработана О. В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка : вопросы психологии. - Москва, 1966.
2. Дошкольная педагогика/ Под ред. Н. В. Микляевой, М. 2012г.
3. Лисина М. И. Общение детей со взрослым и сверстником, Москва
4. Общение детей в детском саду и семье /под ред. Т. А. Репиной, М., Педагогика, 1991.
5. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие, 2000.