Валентина Речка
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника».
Исполнитель:
Воспитатель Речка Валентина Владимировна
МБДОУ № 186
г. Красноярск
Введение
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Практически взаимодействуя с окружающими предметами, веществами и явлениями, ребёнок приоткрывает тайну законов окружающего мира. Наиболее успешной для дошкольного возраста является экспериментальная деятельность, которая подстраивается под возрастные особенности ребёнка. Экспериментирование помогает детям самостоятельно определять причинно-следственные связи тех или иных явлений, помогает детям овладеть разными новыми способами действий, проявить творчество в своей деятельности, организовать педагогу совместную с детьми деятельность в яркой и интересной форме. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать, и что немаловажно, учиться фиксировать свои наблюдения, тренируя аналитические способности (анализ, синтез, классификация, обобщение и т. д.). Все это необходимо и в учебной деятельности. Экспериментирование помогает детям находить ответы на волнующие вопросы самостоятельно. А как известно, самостоятельный опыт – наиболее ценный в жизни человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Активнее вовлекаясь в деятельность по экспериментированию, количественные знания ребёнка переходят в разряд качественных. При этом формы деятельности развиваются, совершенствуются и усложняются. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется, начинаются предпосылки к новым формам познания. Всё это является своеобразным переходным мостиком к учебной деятельности школьного образования.
Организация совместной деятельности педагога с детьми по экспериментированию относится к продуктивному виду поисково-познавательной деятельности. Правильно организованная развивающая среда, например, исследовательская лаборатория, позволяет накапливать, фиксировать и делиться опытом детей.
Цель мастер-класса :
- показать на примере использования минимального количества материалов возможность перехода от эксперимента к эксперименту, объединённых единой тематикой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Задачи мастер-класса :
- повысить уровень профессиональной компетенции участников, активизировать самостоятельную работу педагогов;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, холодно относящиеся к опытно-экспериментальной деятельности, получат долю мотивации и убедятся в непринуждённости, интересной форме проведения совместной деятельности с детьми.
Дата проведения: 10.03.2023 г.
Перспектива: проведение совместной работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах ДОУ.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, на сегодняшней нашей встрече мы с вами побудем в роли дошкольников. Задача нашего мастер-класса – показать, как с помощью минимального набора веществ и предметов организовать совместную деятельность с детьми по экспериментированию, прокладывая мостик от одного эксперимента к другому. Такая организация позволит вам логически расположить этапность экспериментов и сократить энергоресурсные затраты.
Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. А так как наступает весенний период времени, нас начинает окружать большое количество красок в природе, я предлагаю сегодня вам поэкспериментировать с цветом.
Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. И самое важное, что это может сделать ребёнок, получив собственный опыт. Ещё одним плюсом экспериментирования будут корректировки и предложения, вносимые детьми в ход эксперимента. Они позволят поддержать детскую инициативу, а порой повернуть ход деятельности в новое, интересное детям русло.
И сейчас предлагаю вам провести несколько экспериментов, которые будут интересны как младшим, так и старшим дошкольникам.
I опыт «Краски навстречу».
Для опыта понадобится: вода, пластиковые прозрачные стаканы (по 2 стакана на человека, гуашь разных оттенков (по выбору, кисти для разбавления гуаши в воде, белые бумажные салфетки.
1. Наливаем в каждый стакан воду (чуть больше половины, вода может быть прохладной, либо тёплой. В ходе наливания воды можно обсудить вопрос о том, что вода бесцветна и имеет температуру.
2. Выбираем два понравившихся оттенка гуаши, размешиваем её в воде. Акцентируем внимание на том, что вода принимает оттенок той краски, которую в неё добавили. Вода приобрела цвет. Работаем с насыщенностью оттенка, постепенно делая его ярче, закрепляем вывод: чем больше добавленной краски, тем насыщеннее становится оттенок воды.
3. Сворачиваем белую бумажную салфетку в длинную полоску, попутно можно сравнить, у кого полоска шире, у кого уже.
4. Кладём концы полоски в стаканы, образуя мостик и смотрим, что происходит.
5. Бумага начнет постепенно впитывать окрашенную воду, цвет станет подниматься по поверхности бумаги. Таким образом, через небольшой промежуток времени два оттенка должны встретиться на середине и смешаться. Смотрим, какой оттенок получается в результате смешивания.
Как вариант продолжения работы может стать выстраивание стаканов с цветной водой в круг. Можно построить радугу переходов оттенков друг в друга. Закрепить с детьми основы смешивания оттенков и спектр цветовых оттенков.
II опыт «Пизанская башня».
Для опыта понадобится: оставшаяся в пластиковых стаканах цветная вода, белый сахар-рафинад быстрорастворимый, пипетки/шприцы медицинские (на выбор детей, белые пластиковые тарелки.
1. Выстраиваем по центру пластиковой тарелки башню из трёх кубиков.
2. Набираем шприцом, либо пипеткой цветную воду из стаканов.
3. Подливаем воду у основания сахарной башни (обязательно у основания, снизу).
4. Смотрим, как сахар начнёт впитывать воду, окрашиваясь в цветной оттенок. Вода начнёт подниматься всё выше, доходя до верхнего кусочка сахара.
5. Постепенно впитывая влагу, сахар начнёт разрушаться.
Дети должны прийти к выводу, что под воздействием молекул воды, молекулы сахара превращаются в жидкое состояние, переходя из твёрдого. И наша сахарная башня постепенно разрушится. Стоит отметить, что не у всех детей интенсивность впитывания влаги будет быстрой. Дети должны прийти к выводу, что воду можно постепенно добавлять. Тогда башня упадёт быстрее. Детей можно спросить, где можно использовать оставшуюся цветную воду? Как один из вариантов – использовать в технике рисования по мокрому листу (создание фона на листе). Также можно дать детям время на работу по переливанию воду из стаканов в общую чащу шприцами и пипетками для получения новых оттенков. Таким образом, дети придут к выводу, что шприцом, за счёт его большего объёма, легче и быстрее перелить воду. Закрепим работу с понятием «объём», продолжим развивать глазомер и мелкую моторику ребёнка.
III опыт. «Рисунок на молоке».
Для опыта понадобится: пластиковые белые тарелки, молоко комнатной температуры, ватные палочки, пищевые красители разных оттенков, моющее средство для посуды, либо жидкое мыло
1. Наливаем молоко в тарелку, чтобы не было видно дна.
2. В центр тарелки насыпаем небольшое количество пищевых красителей разных оттенков.
3. Красители не размешиваем. Набираем ватной палочкой моющее средство, капаем в центр тарелки на красители и наблюдаем.
4. Молекулы моющего средство начнут расщеплять красители, рисунок начнёт разбегаться к краям тарелки, оставляя красивые разводы. Дети могут ватной палочкой дорисовывать рисунок.
Данный эксперимент хорошо подойдёт на тематику Дня космонавтики, дети могут создать галактику в тарелке. В конце работы детям можно предложить дать название своему рисунку, рассказать, на что он похож. А если приложить на поверхность жидкости лист бумаги, то получится красивый отпечаток, который можно будет дорисовать.
Заключение
Ребёнку-дошкольнику экспериментирование всегда будет интересно, так как оно помогает окунуться в мир чудес. Но все эти чудеса ребёнок сможет объяснить, получить опыт и поделиться им с другими ребятами или же дома. Любую работу по экспериментированию можно продолжить, направить в новое русло, исходя из запросов детей. Это тот вид деятельности, в котором ребёнок открывает мир тайны и является исследователем. В процессе экспериментирования ребёнок не только анализирует, сравнивает, делает выводы, учится их фиксировать в журнале наблюдений, но и развивает математические представления, мелкую моторику, учится формулировать умозаключения, развивая монологическую и диалогическую речь, делится выводами с друзьями. Вот настолько интересно, многогранно и раскрывает возможности для многих видов деятельности ребёнка экспериментирование. Поэтому, уважаемые коллеги, не обходите стороной данный вид работы с детьми, творите, придумывайте и фантазируйте. Ведь вместе с детьми развиваемся и мы сами!