Иваненко Наталья Ивановна
Мастер-класс для педагогов «Использование игровой развивающей технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровой развивающей технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в совместной деятельности с воспитанниками, как одно из средств развития грамматического строя речи»
1. Теоретическая часть
Цель: актуализация знаний, умений и навыков воспитателей, способствующих формированию грамматического строя речи у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
• Познакомить воспитателей с развивающей предметно-пространственной средой «Фиолетовый лес»
Темочки:
- Воскобович В.В. Консультации для педагогов
- Воскобович В.В. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Воскобович, В.В. Игры, пособия, занятия
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
• Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».
2. Практическая часть
• «Педагогическая мастерская»
Продемонстрировать педагогам игры в развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес». Направленные на развитие грамматического строя речи.
Теоретическая часть.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Грамматика, по словам К. Д, Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно, употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. (2000 г, Алексеева М. М., Яшина В. И. (1997 г, Арушанова А. Г. (2005 г) и другие.
С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать», что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.
В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, С. Н. Коновалова, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность.
У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.
Исследователи (Жукова Н. С., Спирова Л. Ф., Шаховской С. Н.) выделяют следующие ошибки в овладении грамматических категорий при ОНР:
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков, козленок -козленки; теленок – теленки);
неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан);
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
ошибки в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных (помалюскин стул – маленький, деревко – дерево, михная шапка – меховая).
ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идёт, вместо спрыгивает – прыгает, вместо пришивает – шьёт).
ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (я иглаю синей мятей – я играю синим мячом).
Характерные ошибки наблюдаются в употреблении предлогов:
опускание предлогов (паток лезит тумке – платок лежит в сумке);
замена (кубик упай и тая-кубик упал со стола);
недоговаривание (полезя а дево - полезла на дерево, посля а уиса - пошла на улицу).
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системы грамматики русского языка.
Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Одним из средств формирования правильной грамматической речи детей являются развивающая пространственная среда «Фиолетовый лес».
Почему «Фиолетовый лес»? Прежде всего, сам фиолетовый цвет является цветом поисков утраченного, мира, а также единения. Все элементы для фиолетового леса выполнены в ярких, радужных цветах для того, чтобы ребенок мог увидеть все разнообразие красок, а также проявлять свою фантазию при создании необычных моделей для пространства, представляя себя участником, частицей удивительного мира «Фиолетового леса»
(Практическая часть)
«Педагогическая мастерская»
Уважаемые педагоги приглашаю Вас, поиграть в «Фиолетовом лесу»
Игра «Один-много»
Цель: закреплять умение в употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», мальчик Гео, мышка, дерево, картинки с заданием (карточки с заданием крепятся зажимами на дерево).
Ход игры.
На пространстве «Фиолетового леса» размещается дерево с картинками.
Демонстрируя Фиолетовый лес, педагог сообщает, что лесу был ураганный ветер, который усыпал дерево разными картинками. Взволнованная мышка пыталась помочь дереву. И она позвала на помощь мальчика Гео. Педагог предлагает участникам игры помочь мальчику Гео.
Игра «Прятки»
Цель: закреплять умение использовать предложно падежные конструкции.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», мальчик Гео, бабочка.
Ход игры.
Бабочка хочет поиграть с вами в прятки. Закрывайте глазки, бабочка спрячется в лесу. Если вы внимательно посмотрите, то найдете ее и скажете, где она спряталась (бабочка спряталась под веткой дерева, за елкой, между деревьями, перед озером)
Игра «Рассели по домикам»
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Ход игры.
Педагог сообщает о том, что сегодня мальчик Гео гулял по Фиолетовому лесу и вдруг услышал, как из пруда доносится жалобное кваканье лягушки. Когда мальчик Гео прибежал, он увидел, что в пруду плавают разные предметы. Лягушка сообщила Гео, что все эти предметы находились в заколдованных домиках «ОН» и «ОНА».
Педагог предлагает помочь мальчику Гео и лягушке.
Итог.
Таким образом, использование предметно пространственной среды «Фиолетовый лес» в дошкольных учреждения позволяет повысить мотивацию детей, сократить сроки коррекционной работы, достичь желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
Литература
1. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиной. – Изд. 4-е. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2022. – 174с. :цв. вкл. – (Серия «Сказочные лабиринты»).
2. Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. – Москва : Наука, 2010. – Т. 2. – С. 693. – ISBN 5-7155-0205-5. – Текст : непосредственный.
3. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. — М. : Просвещение, 1984. — 240с.