Бурмакина
Мастер-класс для педагогов «Развитие представлений в окружающем мире детей раннего возраста через игры»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов дошкольной образовательной организации по проектированию и организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
«Развитие представлений в окружающем мире детей раннего возраста через игры с элементами экспериментирования».
(на основе цикла по мотивам сказки «Курочка, петушок и бобовое зёрнышко»)
Категории участников: Педагоги ДОУ
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие представлений в окружающем мире детей раннего возраста через игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Цель мастер-класса : Распространение опыта использования игр с элементами экспериментирования детей раннего возраста на основе литературного произведения.
Задачи :
• Содействовать ознакомлению с опытом организации и проведения Игр с элементами экспериментирования: с водой, крупой и красками.
• Вовлекать в практическую деятельность на основе игр - экспериментов
• Создать условия для внедрения опыта в педагогическую практику.
Оборудование, материалы, инструменты:
Проектор со слайдам,
Брошюры по теме: «Мои первые эксперименты», поднос с водой, губки по количеству, ведёрко, таз с водой, поролоновые рыбки, ситечки по количеству,миска с пшеном и бобами, пустая ёмкость.
Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач) :краткое описание методов, средств, приёмов
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Развитие представлений в окружающем мире детей раннего возраста через игры с элементами экспериментирования».
(на основе цикла по мотивам сказки «Курочка, петушок и бобовое зёрнышко»)
Хочу начать свое выступление с китайской пословицы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Мы представляем вашему вниманию мастер-класс, который может быть интересен вам. Мы будем рады, если вы будете использовать игры с элементами экспериментирования в своей работе по экспериментированию с детьми раннего возраста. И найдёте для себя что-то новое, поймёте насколько это интересное и увлекательное занятие.
Работа с презентацией.
Слайд 1,2,3,4,5,6,7,8,9
Тренинг/разминка (активизация деятельности) : краткое описание методов, средств, приёмов
Предлагаем вам поиграть в игру
«Вопрос – ответ»
1. Является ли экспериментирование актуальным на сегодняшний день?
2. Ребёнок познаёт окружающий мир, через эксперименты?
3. Через экспериментирование может, развиваться наблюдательность, память и речь?
4. Можно ли через опыты – эксперименты познавать предметный мир?
5. Может ли ребёнок получить новую информацию, от внешнего мира?
Можем ли мы помочь детям, окунуться в мир познания?
Учебная информация (идея, основные элементы педагогического опыта) : краткое описание методов, средств, приёмов
Чтобы привлечь детей к экспериментальной деятельности, мы подбираем сказочную и волшебную музыку, используем настольные театры с различными персонажами. Дети охотнее принимают участие эмоционально откликаются на опыты – эксперименты. Мы предполагаем, что детям легче воспринимать и понимать информацию в игровой форме.
Работа с презентацией
Слайд 1,2,3,4,5,6,7,8,9
Практикум. Активная деятельность участников. Обмен мнениями: краткое описание методов, средств, приёмов
Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас окунуться в мир детства и стать не надолго маленькими детьми. Сегодня я буду бабушкой – «Рассказушкой», а расскажу я вам сказку про «Курочку, петушка и бобовое зёрнышко».
Жили – были курочка и петушок, любил петушок разговаривать за обедом. Вот и подавился однажды петушок бобовым зёрнышком. Чем петушок подавился? Правильно – бобовым зёрнышком. Давайте посмотрим на бобовое зёрнышко.
Проводится игра – опыт «Перебери фасоль»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Оборудование и материал: миска с пшеном и бобами, пустая ёмкость.
Ход игры : поможем курочке найти, чем подавился петушок. Большие зёрнышки, переложим в пустую тарелочку. Молодцы, теперь мы знаем, чем подавился петушок, вот таким большим зёрнышком.
Побежала курочка к хозяйке, чтобы рассказать, что петушок подавился. Подбегает к дому, а на крыльце кот Васька сидит. Васька говорит, пущу тебя к хозяйке, только сперва вылови мне рыбок.
Проводится игра – опыт «Вылови рыбку»
Цель: вызвать положительные эмоции, способствовать проявлению самостоятельности и активности, развивать координацию движений, моторику рук.
Оборудование и материал: таз с водой, поднос, поролоновые рыбки, ситечки по количеству детей.
Ход игры : ребята, выловим коту Ваське рыбок? Ответы детей : Да!
Берите ситечки, и из тазика вылавливайте рыбок и кладите их на поднос. Молодцы, наловили коту Ваське рыбок.
Зашла курочка в дом, и случайно задела крылышком ведёрко с водой, ведёрко упало, и водичка пролилась прямо на пол.
1. Подбежала курочка к хозяйке, рассказала про беду петушка. Хозяйка говорит, не магу идти с тобой, сперва нужно воду с пола собрать.
Проводится игра – опыт «Собери водичку»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами, например: губкой.
Оборудование и материалы: поднос с водой, губки по количеству детей, ведёрко.
Ход игры : ну, что ребятки поможем курочке водичку собрать?
Ответы детей : Да!
Сделала курочка, как хозяйка велела. Дала хозяйка маслице курочке и побежала она к петушку. Дала курочка петушку маслице, бобовое зёрнышко проскочило, и стал петушок здоровеньким, запел голосисто ку – ка – ре – ку. И впредь петушок больше не разговаривал за столом.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Ребята давайте вспомним, чем подавился петушок?
Ответы детей : зёрнышком. Правильно бобовым зёрнышком.
Что курочка стала делать?
Ответы детей : помогать петушку.
Как курочка помогла петушку?
Ответы детей : принесла маслице.
Кто дал маслице курочке?
Ответы детей : хозяйка.
А ещё кому мы помогали?
Ответы детей : Ваське.
Как мы помогли Ваське?
Ответы детей : рыбок ловили.
А ещё, что курочка делала?
Ответы детей : водичку собирала
Как курочка водичку собирала?
Дети показывают: да, правильно, вот так собирала водичку, губочкой. Молодцы!
А теперь нам пора возвращаемся обратно во взрослую жизнь.
Рефлексия: краткое описание методов, средств, приёмов.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающих по теме экспериментирования с детьми раннего возраста.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Уважаемые педагоги, мы предлагаем оценить нашу встречу.
На доске нарисована яблоня, если вам всё понравилось, прикрепите к яблоне красное яблоко, если частично, то жёлтое, если вам было скучно, то прикрепите зелёное яблоко. Благодарим вас за активное участие! Всем большое спасибо! До новых встреч!