Ирина Михайлова
Мастер-класс для педагогических работников «Формирование культуры здоровья педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Сформировать у педагогов умения и желания заботиться о своём здоровье;
2. Настроить на совместную работу, улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Задачи:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
2. Познакомить с практическими советами по поддержке психологического и соматического здоровья педагогов.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Публикация «Мастер-класс для педагогических работников „Формирование культуры здоровья педагогов“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Вступительное слово старшего воспитателя на тему: «Актуальность проблемы сохранения здоровья человека»
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей встречи сегодня «Формирование культуры здоровья педагога»
• «Здоровье – одна из главных ценностей семьи и государства». По определению Американского медика Г. Сигериста, «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
Актуальность проблемы сохранения здоровья человека очевидна. Это вызвано рядом факторов:
- ограничение двигательной активности (длительное пребывание за компьютером);
- ухудшение экологической обстановки (некачественная вода, химические добавки в продуктах питания) и т. д.
Педагогическая профессия – одна из наиболее энергозатратных, здоровьеразрушающих; профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующая от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки неблагоприятно сказываются на эмоциональном состоянии педагога. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний.
Вывод: психическое и физическое здоровье педагога – залог эффективности воспитатательно-образовательного процесса в детском саду.
2. Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации. Они направлены в основном на ребёнка
Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы педагоги зачастую забываем о своём здоровье.
Но мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было и остаётся одной из самых больших ценностей и дороже всех богатств на свете.
Прежде чем начать мне бы хотелось узнать, что для каждого из вас означает понятие «здоровье педагога»? У меня в руках клубок ниток. Передавая его друг другу, прошу вас охарактеризовать «здоровье педагога» - это радость, красота, богатство, эликсир жизни…
Итак, давайте вспомним
10 правил здорового образа жизни :
1 правило - высыпайтесь
2 правило - правильно питайтесь
3 правило - лечитесь вовремя
4 правило - откажитесь от вредных привычек
5 правило - больше гуляйте на свежем воздухе
6 правило - двигайтесь
7 правило - сохраняйте спокойствие
8 правило - обнимайтесь
9 правило - смейтесь
10 правило - преодолейте свои страхи
Давайте вспомним основные принципы использования здоровьесберегающих
технологий
- доступность
- систематичность
- оптимальность
- последовательность
- комплексное воздействие
А теперь мне бы хотелось познакомить вас с основными здоровьесбергающими технологиями, направленными на сохранение психологического здоровья.
В современной медицине и педагогике есть целое направление по сохранению здоровья
человека
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы человека, психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. О том, что музыка очень сильно влияет на здоровье человека, было известно с давних времён. Ещё наши предки излечивали недуги игрой на музыкальных инструментах. Музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворительно или разрушительно влияет на здоровье человека.
Существуют определенные музыкальные произведения, помогающие в излечении конкретных болезней, психических состояний.
Так, например: Снятие напряжения. Гипертония: Шуберт «Аве Мария»; Дебюсси «Свет Луны»; Мендельсон «Свадебный марш»
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Повышения веры в себя: Штраус «Вальсы»; Шопен «Мазурки»; Бах «Концерт № 7»
Для активизации: Моцарт «Турецкий марш»
Для снятия усталости: Рахманинов «Концерт № 2»; Шостакович «Симфония № 10»
Для поднятия Общего жизненного тонуса. Улучшения самочувствия: Чайковский «Симфония № 6»; Бетховин Увертюра «Эдмонд» и т д.
«ЦВЕТОТЕРАПИЯ». Это излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение – самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение.
Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает закрываться от мира, укутываться с ног до головы в чёрное и всё глубже погружается в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя этим цветом, как всё вернулось бы на круги своя. Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией.
«АРТ-ТЕРАПИЯ» - т. е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдром эмоционального выгорания».
«АРОМАТЕРАПИЯ» - терапевтическое воздействие запахов на организм человека (запах эфирных масел, хвои, фруктов, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают концентрацию внимания, усиливают процессы запоминания.
«Практическая часть»
Нельзя не добавить о значимости физических упражнений, гимнастик разной направленности для поддержания и укрепления физического здоровья тела и снятия напряжения.
Предлагаю вашему вниманию антистрессовый комплекс упражнений.
1. «Кнопки мозга»
«Сложите ладони перед грудью пальцами вверх. не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выгляните из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза
2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь. Растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно, 10-15 с.
3. Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.
4.«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа.
5.«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом.
6. Упражнение «Ха-дыхание». Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперёд, руки сбрасываются вниз перед собой. Происходит резкий выброс воздуха со звуком «ХА!».
Следующий комплекс упражнений направлен на снятие усталости.
Упражнение для снятия усталости:
1. «Потягушки»
Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2. «Усталые ручки»
Поднимите руки до уровня груди. Соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. «Плечики»
Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
4. «Хот-дог»
Играющие в колонну друг за другом. Сосиска – левая нога в сторону; кетчуп – правая нога в сторону; кока-кола – вращение телом; хот-дог, хот-дог. Хот-дог – прыжки вперёд.
Следующее упражнение
Упражнение «Паутина здоровья»
Каждый участник встает в круг и передает клубочек, называя правила здоровьесбережения. Образуется паутина. Потом одному из участников предлагается покинуть круг, не бросая нить. Происходит натяжение нити.
Конечно, за короткий отрезок времени охватить все технологии по сохранению и формированию культуры здорового образа жизни нелегко. Сегодня я представила вашему вниманию лишь ее малую часть.
4. Рефлексия «Чему я научилась»
Мне хотелось бы узнать Ваше мнение о проведённом мастер-классе.
С этой целью я приготовила листы бумаги в виде листиков, на которых написаны незаконченные предложения:
Я научилась…
Я узнала, что…
Я нашла подтверждение тому, что…
Я обнаружила, что…
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Мне сегодня…
Участникам предлагается записать фразу до конца и, озвучив её, прикрепить к «Дереву Здоровья».
5. Подведение итогов.