Наталья Тимченко
Мастер-класс для музыкальных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Фрагменты режимных моментов музыкального воспитания у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий».
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребё нка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна» : дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Темочки:
Предлагаю вашему вниманию несколько музыкальных игр, которые музыкальные руководители могут предложить воспитателям ДОУ для применения в режимных моментах. Также подобные игры с успехом используются мною, как музыкальным руководителем, тогда, когда дети находятся на улице на прогулке.
1. Игра «Живые клавиши» для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Задачи:
- закреплять знания о высоком и низком, о коротком и длинном звуке;
- способствовать развитию музыкальных и творческих способностей;
- создавать хорошее настроение.
Четверо или пятеро детей садятся на стульчики в один ряд, они будут живыми клавишами. За ними стоит ребенок-пианист, который кладет свою руку на плечо любому ребенку-клавише. Эта клавиша пропевает слово, например, «Ля» и звучит до тех пор, пока лежит рука. Пианист убирает руку, клавиша замолкает, «нажимает» далее следующую клавишу. Это может быть и отрывистый, короткий звук, если рука только коснулась клавиши и была убрана. Ребенок пианист может играть несколько раз по одной клавише. Он сам «сочиняет музыку».
Для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить. Обозначают словесно, что слева находится низкий звук, соответственно, следующие сидящие в ряд дети-клавиши, будут звучать выше и выше. Пианист «нажимает клавиши», которые звучат на разной высоте, в зависимости от того, где они находятся. Крайний справа звук самый высокий, и выше него никто не может звучать. Еще веселей эта игра проходит, если дети клавиши выбирают себе звучание любого животного. Например, «Мяу», «Гав», «Му», «Кря» и т. д.
2. Музыкальная игра «Фиксики» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие внимания и памяти.
Задачи:
- развивать координацию движений;
- учиться быстро реагировать и менять движения в соответствии со словами песни;
- создавать хорошее настроение.
Звучит фонограмма песни из мультфильма «Фиксики». Музыкальный руководитель с детьми выполняет движения, соответствующие тексту, которые в темпе меняют друг друга. Когда дети познакомятся с этой игрой, можно предложить кому-то стать ведущим, который будет помогать показывать эти игровые веселые движения.
2. «Игра в кругу» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: музыкальное и творческое развитие детей.
Задачи:
- закреплять знания о двухчастной форме музыки;
- развивать чувство ритма, воображение и творческую инициативу.
Дети сидят по кругу на стульчиках лицом в круг. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальным произведением, состоящим из двух частей. Под первую часть музыки предлагает передавать любой предмет, например, спортивные мешочки с песком. Чтобы эти движения проходили синхронно и в ритм музыки, можно предложить произносить такие слова (сначала вслух, а потом внутри себя) :
У меня взять со своих колен мешочек
У соседа положить мешочек на колени соседу
Взял взять со своих колен мешочек
Отдал положить мешочек на колени соседу
На вторую часть музыки выбранный в начале игры ребенок, показывает ритмические движения в такт музыки. Все дети повторяют вместе с ним. Звучит первая часть музыки, опять передают мешочки. На вторую часть музыки движения показывает следующий ребенок, сидящий справа от первого выбранного ребенка и т. д. Если передавать вместо мешочков клавесы (ритмические палочки, то можно выполнять движения с ними, простукивая определенный ритмический рисунок.
Такую игру можно проводить и без музыкального сопровождения. Дети учатся с помощью слов выполнять синхронно все движения.