Наталья Владимировна Сенотова
Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Кулинарная лаборатория : Секреты здорового питания"
Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• Формирование представлений о здоровом питании :
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Повар, кондитер, кулинар. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).
• Дать представление о пользе овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов, белковых продуктов для организма.
• Разъяснить разницу между полезными и вредными продуктами (фастфуд, сладости, газированные напитки).
• Обучение практическим навыкам:
• Научить детей правильно мыть продукты.
• Обучить базовым навыкам работы с безопасными кухонными инструментами (ножи, доски, ложки, миски).
• Научить детей готовить простые и полезные блюда (овощные и фруктовые салаты).
• Познакомить детей с рецептами здоровых блюд и научить следовать им.
• Формирование представлений о происхождении продуктов:
• Рассказать детям о том, где растут овощи и фрукты, как производится хлеб и молоко.
• Научить детей бережно относиться к продуктам и не выбрасывать еду.
• Расширение словарного запаса:
• Пополнить словарный запас детей новыми словами, связанными с продуктами питания, кулинарией, здоровым образом жизни.
2. Развивающие задачи:
• Развитие познавательного интереса:
• Стимулировать любознательность детей к теме здорового питания.
• Развивать интерес к исследованию новых продуктов и их свойств.
• Поощрять детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
• Развитие сенсорного восприятия:
• Развивать умение различать продукты по цвету, форме, запаху, вкусу и текстуре.
• Активизировать тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.
• Развитие мелкой моторики:
• Совершенствовать навыки работы с кухонными инструментами.
• Развивать ловкость, координацию движений рук и пальцев.
• Развитие творческого мышления и воображения:
• Стимулировать детей к придумыванию новых блюд и рецептов.
• Развивать умение оригинально оформлять блюда.
• Развитие речи и коммуникативных навыков:
• Способствовать развитию умения выражать свои мысли и впечатления.
• Поощрять детей к обсуждению своих кулинарных достижений и идей.
• Развивать умение работать в команде и слушать друг друга.
3. Воспитательные задачи :
• Формирование культуры питания :
• Воспитывать у детей уважительное отношение к еде.
• Прививать навыки правильного поведения за столом.
• Формировать привычку есть полезную еду.
• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
• Воспитание чувства ответственности:
• Развивать умение самостоятельно выполнять порученные задания.
• Прививать ответственность за результаты своей деятельности.
• Учить детей соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
• Воспитание чувства сотрудничества:
• Учить детей работать в команде, помогать друг другу.
• Развивать умение договариваться, делиться и уступать.
• Формирование ценностных ориентиров:
• Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Формировать представления о том, что правильное питание – это залог здоровья и хорошего самочувствия.
Виды деятельности:
• Познавательная деятельность: беседы, изучение продуктов, обсуждение их полезных свойств.
• Исследовательская деятельность: дегустация продуктов, изучение их сенсорных качеств, эксперименты.
• Практическая деятельность: приготовление блюд, нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов.
• Творческая деятельность: оформление рецептов, создание новых комбинаций продуктов.
• Коммуникативная деятельность: обсуждение результатов, обмен впечатлениями, совместная работа в группе.
• Музыкальная деятельность: музыкальное сопровождение во время занятия.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие.
Оборудование:
1. Кухонное оборудование и инвентарь (для каждой группы детей) :
• Безопасные ножи:
* Ножи с закругленными концами или пластиковые ножи для детей (несколько штук (в зависимости от количества детей в группе).
• Разделочные доски:
* Доски из пластика или дерева (желательно небольшого размера для удобства детей несколько штук).
• Миски разных размеров:
* Для смешивания ингредиентов (несколько на группу (пластиковые или металлические, но без острых краев).
• Ложки:
* Ложки столовые (желательно несколько на группу)
* Ложки чайные (для размешивания и пробы).
• Вилки (пластиковые) :
* Для перемешивания или употребления блюда (по количеству детей).
• Посуда для дегустации:
* Тарелки (неглубокие).
* Ложки, вилки, салфетки (в достаточном количестве для каждого ребенка).
2. Средства индивидуальной защиты:
• Фартуки:
* Одноразовые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Колпаки:
* Одноразовые или тканевые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Перчатки (по желанию-одноразовые перчатки для работы с продуктами).
3. Материалы для оформления (после занятия) :
• Бумага:
* Листы бумаги для рисования или цветная бумага для оформления рецептов.
* Несколько пачек.
• Цветные карандаши, фломастеры:
* Наборы цветных карандашей и фломастеров для рисования, раскрашивания и написания рецептов.
• Клей:
* Клей-карандаш или ПВА для приклеивания аппликаций.
• Ножницы (безопасные)
* С закругленными концами.
• Наклейки:
* Наклейки с изображениями продуктов для оформления рецептов.
• Трафареты:
* Шаблоны для вырезания фигурок или овощей и фруктов (по желанию).
4. Демонстрационные и учебные материалы:
• Музыкальное сопровождение:
* Музыкальный центр или колонки, музыка для создания атмосферы.
• Муляжи продуктов:
* Муляжи фруктов, овощей и других продуктов для демонстрации.
• Карточки с рецептами:
* Распечатанные или ламинированные карточки с рецептами (с текстом и картинками).
• Энциклопедии, детские книги:
* Книги с информацией о продуктах, их пользе для организма (по желанию).
• Коробка или корзина:
* Для хранения продуктов и муляжей.
• Фотоаппарат:
* Для фотофиксации процесса приготовления и результатов.
• Специи и приправы:
* Специи с разными ароматами (корица, ваниль, гвоздика и др.) для сенсорного развития.
Организационные моменты:
• Проверка оборудования: заранее проверьте исправность всего оборудования.
• Размещение: разместите оборудование и материалы в удобном и доступном для детей месте.
• Безопасность: обеспечьте безопасные условия для работы на кухне, убрав все потенциально опасные предметы.
• Чистота: подготовьте рабочие поверхности и инструменты для работы.
• Запасной комплект: желательно подготовить запасной комплект оборудования и материалов на случай, если что-то сломается или закончится.
Предварительная работа:
1. Подготовка воспитателя :
• Изучение методической литературы:
• Ознакомление с рекомендациями по организации занятий по формированию представлений о здоровом питании у детей дошкольного возраста.
• Изучение безопасных способов работы с кухонными инструментами.
• Ознакомление с принципами составления меню для детей дошкольного возраста.
• Разработка конспекта занятия :
• Четкое определение цели и задач занятия.
• Планирование последовательности этапов занятия.
• Подбор подходящих видов деятельности, игр и упражнений.
• Разработка рецептов, адаптированных к возрасту детей.
• Подготовка раздаточного материала (карточки, рецепты, шаблоны, заготовки).
• Подбор музыкального сопровождения:
• Выбор подходящей музыки для создания атмосферы (веселая, ритмичная, кулинарная).
• Подготовка к беседе с детьми :
• Подбор вопросов, направленных на актуализацию знаний детей о здоровом питании.
• Подготовка интересных фактов о продуктах, которые будут использоваться на занятии.
• Проверка наличия материалов:
• Составление списка необходимых материалов, инструментов и продуктов.
• Проверка их наличия и исправности.
2. Подготовка материалов и оборудования:
• Кухонное оборудование:
• Сбор и проверка наличия необходимых инструментов (безопасные ножи, разделочные доски, миски, ложки).
• Обеспечение наличия фартуков и колпаков для каждого ребенка.
• Подготовка тарелок для дегустации.
• Продукты:
• Составление списка необходимых продуктов в соответствии с выбранными рецептами.
• Закупка свежих, качественных и безопасных продуктов.
• Тщательное мытье и подготовка продуктов (нарезка, чистка, если необходимо).
• Обеспечение наличия всех необходимых ингредиентов в достаточном количестве.
• Раздаточный материал:
• Подготовка карточек с рецептами или картинками.
• Подготовка листов бумаги, цветных карандашей, фломастеров для оформления рецептов.
• Подготовка шаблонов для вырезания (если необходимо).
• Демонстрационный материал:
• Подготовка наглядных пособий (муляжи фруктов, овощей).
• Подготовка материалов для сенсорного восприятия (например, специи с разными запахами)
• Организация рабочей зоны:
• Организация столов для работы детей.
• Установка всего необходимого оборудования и материалов в доступных для детей местах.
* Уборка рабочей зоны и подготовка места для дегустации.
3. Работа с детьми (предварительная подготовка) :
• Беседа о здоровом питании :
• Проведение короткой беседы с детьми о важности здорового питания, полезных продуктах, необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.
• Чтение книг о полезных продуктах
• Просмотр мультфильмов:
* Просмотр мультфильмов на тему здорового питания.
• Знакомство с рецептами:
• Заранее показать детям, какие блюда они будут готовить на занятии, а также показать простые рецепты.
• Игры о продуктах:
* Игры, которые закрепят знания детей о полезных продуктах.
• Правила поведения на кухне:
* Обсуждение правил безопасного поведения на кухне (например, как правильно обращаться с ножом).
4. Работа с родителями (по желанию) :
• Информирование о теме занятия :
• Размещение информации о предстоящем занятии на родительском уголке, на сайте детского сада или в группе в соцсетях.
• Консультации :
* Проведение консультаций с родителями о принципах здорового питания.
• Привлечение к подготовке :
• Предложить родителям помочь в подготовке продуктов или материалов для занятия (например, принести овощи или фрукты из дома).
* Привлечь родителей к разработке рецептов для занятия.
• Привлечение к участию в занятии :
* Привлечение родителя-волонтера к участию в занятии.
Общие рекомендации:
• Планирование: тщательно спланировать все этапы занятия, чтобы избежать неожиданных ситуаций.
• Безопасность: обеспечить безопасные условия для работы детей.
• Адаптация: адаптировать содержание и сложность заданий к возрасту и возможностям детей.
• Гибкость: быть готовым к изменениям в процессе занятия, если это необходимо.
• Положительный настрой: создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятии.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
1. Приветствие и создание позитивной атмосферы:
• Воспитатель встречает детей с улыбкой, приветствует их.
• Предлагает детям встать в круг, взяться за руки.
• Проводит короткую приветственную разминку:
• Игра "Здравствуйте" :
• Игра «Улыбка по кругу» :
• Воспитатель использует мотивирующие фразы: "Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие! Давайте вместе сделаем наш день ярким и интересным!"
2. Введение в тему и объявление цели занятия :
• Использование "волшебной корзины" :
Воспитатель показывает детям корзину, наполненную муляжами фруктов, овощей и других продуктов.
• Игра "Угадай на ощупь" :
• Беседа:
Воспитатель задает детям вопросы, которые подводят их к цели занятия :
• "Какие продукты лежат в нашей корзине?"
• "Какие из них полезные?"
• "Как мы можем приготовить из них вкусные блюда?"
• Объявление цели занятия : Воспитатель объявляет цель занятия : "Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир здорового питания, узнаем много нового о полезных продуктах и научимся готовить вкусные и полезные блюда. А после нашего путешествия мы создадим свою собственную книгу рецептов!"
3. Распределение ролей и подготовка к путешествию :
• Раздача "билетиков" :
Воспитатель раздает детям маленькие "билетики" (сделать их в виде маленьких фруктов или овощей, объявляя, что это их пропуск в "мир здорового питания".
• Подготовка к путешествию :
• Звучит веселая музыка.
• Воспитатель поощряет детей к активному участию: "Ну что ж, юные путешественники, мы готовы отправиться в путь? Тогда перёд к приключениям!» Ребята располагаются в зале.
Дети встают в круг.
Дети по очереди здороваются друг с другом, называя друг друга по имени и сопровождая слова жестами (хлопок в ладоши, кивок головы).
Дети передают друг другу улыбку по кругу, создавая позитивный настрой.
Дети с закрытыми глазами берут муляж, ощупывают его и называют.
Дети отвечают на вопросы.
Дети надевают одноразовые фартуки и колпаки, создавая атмосферу кулинарной лаборатории.
Основная часть
1. Исследовательская деятельность: "Секреты продуктов"
• Деление на группы :
Воспитатель делит детей на группы (например, по 4 человека, обеспечивая равномерное распределение детей и материалов.
• Ознакомление с продуктами:
• Каждая группа получает корзину (или тарелку) с разными продуктами.
• Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждый продукт, потрогать, понюхать, и, если это безопасно, попробовать на вкус (предварительно обговорив правила безопасности).
"Какой это фрукт (овощ? Какого он цвета? Какой формы? Какой у него запах? Каков он на вкус? Что вы чувствуете, когда его трогаете?".
• Воспитатель помогает детям называть продукты и определяет, какие из них полезные, а какие стоит употреблять в меньшем количестве.
• Беседа о пользе:
• Воспитатель задает детям наводящие вопросы:
* "Чем полезны овощи (фрукты? "
* "Какие витамины содержатся в этих продуктах?"
* "Почему важно есть крупы (хлеб?"
* "Какую роль играет молоко (яйца) для нашего организма?"
• Воспитатель дополняет ответы детей, предоставляя краткую и доступную информацию о пользе каждого продукта.
2. Кулинарный эксперимент : "Готовим вместе"
Воспитатель проводит физминутку :
• Выбор блюда и ознакомление с рецептом:
Воспитатель предлагает детям ознакомиться с рецептами (читает вслух или показывает карточки с картинками и этапами приготовления).
• Приготовление блюда:
Воспитатель следит за безопасностью при работе с ножами и другими инструментами, помогает детям, отвечает на их вопросы.
• Сенсорное восприятие:
* Воспитатель поощряет детей задействовать все свои чувства в процессе приготовления.
* "Принюхайтесь к нарезаемому продукту. Как он пахнет?"
* "Ощутите текстуру продуктов. Какие они на ощупь: мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые?"
* "Слушайте звук от нарезаемых продуктов"
• Эксперименты:
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со вкусом продуктов, попробовать добавить разные ингредиенты и приправы, чтобы создать что-то новое и необычное. (ограниченное количество вариантов и с осторожностью)
Дети делятся на 2 группы и работают в них.
Дети описывают свои ощущения.
Отвечают на вопросы.
Дети выполняют движения по тексту:
«Приготовили обед»
Сели как-то мы обедать
И позвали в дом соседей.
(руками зазываем гостей)
Скатерть белую накрыли,
(руки перед собой, развести их в стороны)
Вилки ложки разложили,
Хлеб нарезали и сыр,
Приготовили гарнир.
(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)
Помешали его в чашке
И добавили колбаски.
(вращательные движения кистями рук)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(лепка котлет)
Посолили, поперчили,
Замесили (имитация движений)
Не забыли лук сердитый положить
И скорее все закрыть.
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали.
(вытереть лоб рукой)
Каждая группа выбирает блюдо, которое они будут готовить.
1группа : овощной салат "Радуга" :
• Цель: научить детей нарезать овощи, смешивать их, знакомить с разными цветами овощей.
• Ингредиенты:
• Огурец
• Помидор
• Болгарский перец (разных цветов)
• Морковь
• Зелень (укроп, петрушка)
• Растительное масло или сметана для заправки (по желанию)
• Соль по вкусу
• Инструкция:
1. Помыть все овощи и зелень.
2. Нарезать овощи небольшими кусочками (можно использовать безопасные ножи для детей).
3. Нарезать зелень (можно руками, если это мелко).
4. Смешать все ингредиенты в миске.
5. Заправить салат маслом или сметаной, посолить по вкусу.
6. Попробовать и порадоваться вкусному и полезному салату.
2 группа : фруктовый салат "Солнышко" :
• Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, научить их нарезать, смешивать, формировать красивые блюда.
• Ингредиенты:
• Яблоки
• Банан
• Апельсин (мандарин)
• Груша
• Виноград
• Йогурт (натуральный или фруктовый) или мед (по желанию)
• Инструкция:
1. Помыть все фрукты.
2. Нарезать фрукты небольшими кусочками (банан можно нарезать кружочками, яблоки, грушу и апельсин – дольками).
3. Смешать все фрукты в миске.
4. Добавить йогурт или мед (по желанию).
5. Выложить салат в виде солнышка на тарелку, украсить.
Дети под руководством воспитателя (или более старшего помощника из детей) приступают к приготовлению блюда.
Дети выполняют действия по рецепту: моют продукты, нарезают (при необходимости, смешивают ингредиенты, выкладывают на тарелки.
Дети экспериментируют.
Заключительная часть (рефлексия)
1. Организация дегустации: "Пробуем наши шедевры"
• Сервировка стола:
Воспитатель совместно с детьми организует сервировку стола: выставляет тарелки, стаканы, салфетки, ложки и вилки.
Расставляет приготовленные блюда на видном месте.
• Дегустация:
• Воспитатель предлагает детям не торопиться, наслаждаться вкусом, делиться своими впечатлениями.
Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок попробовал все блюда.
• Обмен впечатлениями:
Воспитатель задает наводящие вопросы:
* "Что вам больше всего понравилось?"
* "Какое блюдо получилось самым вкусным?"
* "Какие ингредиенты вы использовали?"
2. Подведение итогов и создание книги рецептов: "Наша кулинарная книга"
• Сбор рецептов:
Воспитатель предлагает детям после занятия придумать свои рецепты и собирать их в общую "Книгу рецептов".
Воспитатель подводит детей к выводу, что они создадут не просто книжку, а настоящий сборник полезных рецептов.
Воспитатель подводит итоги занятия, обобщает полученные знания.
* "Что нового вы сегодня узнали?"
* "Какие блюда вы научились готовить?"
* "Почему важно правильно питаться?"
* "Что вы хотите приготовить дома для своей семьи?"
* "Какой секрет здорового питания вы расскажете своим друзьям?"
* "Как мы можем применить то, чему научились сегодня?"
3. Рефлексия: "Поделимся эмоциями"
Карточки с эмоциями:
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображениями разных эмоций (радость, удивление, интерес, восторг) и показать, какие эмоции они испытывают после занятия.
• Музыкальное завершение:
Звучит легкая, приятная музыка, создающая атмосферу радости и удовлетворения.
Дети принимают участие в сервировке стола.
Дети по очереди подходят к столу и пробуют приготовленные блюда.
Дети делятся своими мнениями, описывают свои ощущения.
Ответы детей.
Дети делятся своими чувствами и впечатлениями.