Получи документы

Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Сенотова
Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Кулинарная лаборатория : Секреты здорового питания"

Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• Формирование представлений о здоровом питании :

Темочки:

• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).

• Дать представление о пользе овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов, белковых продуктов для организма.

• Разъяснить разницу между полезными и вредными продуктами (фастфуд, сладости, газированные напитки).

Обучение практическим навыкам:

• Научить детей правильно мыть продукты.

• Обучить базовым навыкам работы с безопасными кухонными инструментами (ножи, доски, ложки, миски).

• Научить детей готовить простые и полезные блюда (овощные и фруктовые салаты).

• Познакомить детей с рецептами здоровых блюд и научить следовать им.

Формирование представлений о происхождении продуктов:

• Рассказать детям о том, где растут овощи и фрукты, как производится хлеб и молоко.

• Научить детей бережно относиться к продуктам и не выбрасывать еду.

Расширение словарного запаса:

• Пополнить словарный запас детей новыми словами, связанными с продуктами питания, кулинарией, здоровым образом жизни.

2. Развивающие задачи:

Развитие познавательного интереса:

• Стимулировать любознательность детей к теме здорового питания.

• Развивать интерес к исследованию новых продуктов и их свойств.

• Поощрять детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

Развитие сенсорного восприятия:

• Развивать умение различать продукты по цвету, форме, запаху, вкусу и текстуре.

• Активизировать тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.

Развитие мелкой моторики:

• Совершенствовать навыки работы с кухонными инструментами.

• Развивать ловкость, координацию движений рук и пальцев.

Развитие творческого мышления и воображения:

• Стимулировать детей к придумыванию новых блюд и рецептов.

• Развивать умение оригинально оформлять блюда.

Развитие речи и коммуникативных навыков:

• Способствовать развитию умения выражать свои мысли и впечатления.

• Поощрять детей к обсуждению своих кулинарных достижений и идей.

• Развивать умение работать в команде и слушать друг друга.

3. Воспитательные задачи :

• Формирование культуры питания :

• Воспитывать у детей уважительное отношение к еде.

• Прививать навыки правильного поведения за столом.

• Формировать привычку есть полезную еду.

• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.

Воспитание чувства ответственности:

• Развивать умение самостоятельно выполнять порученные задания.

• Прививать ответственность за результаты своей деятельности.

• Учить детей соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

Воспитание чувства сотрудничества:

• Учить детей работать в команде, помогать друг другу.

• Развивать умение договариваться, делиться и уступать.

Формирование ценностных ориентиров:

• Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Формировать представления о том, что правильное питание – это залог здоровья и хорошего самочувствия.

Виды деятельности:

Познавательная деятельность: беседы, изучение продуктов, обсуждение их полезных свойств.

Исследовательская деятельность: дегустация продуктов, изучение их сенсорных качеств, эксперименты.

Практическая деятельность: приготовление блюд, нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов.

Творческая деятельность: оформление рецептов, создание новых комбинаций продуктов.

Коммуникативная деятельность: обсуждение результатов, обмен впечатлениями, совместная работа в группе.

Музыкальная деятельность: музыкальное сопровождение во время занятия.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: путешествие.

Оборудование:

1. Кухонное оборудование и инвентарь (для каждой группы детей) :

Безопасные ножи:

* Ножи с закругленными концами или пластиковые ножи для детей (несколько штук (в зависимости от количества детей в группе).

Разделочные доски:

* Доски из пластика или дерева (желательно небольшого размера для удобства детей несколько штук).

Миски разных размеров:

* Для смешивания ингредиентов (несколько на группу (пластиковые или металлические, но без острых краев).

Ложки:

* Ложки столовые (желательно несколько на группу)

* Ложки чайные (для размешивания и пробы).

• Вилки (пластиковые) :

* Для перемешивания или употребления блюда (по количеству детей).

Посуда для дегустации:

* Тарелки (неглубокие).

* Ложки, вилки, салфетки (в достаточном количестве для каждого ребенка).

2. Средства индивидуальной защиты:

Фартуки:

* Одноразовые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).

Колпаки:

* Одноразовые или тканевые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).

• Перчатки (по желанию-одноразовые перчатки для работы с продуктами).

3. Материалы для оформления (после занятия) :

Бумага:

* Листы бумаги для рисования или цветная бумага для оформления рецептов.

* Несколько пачек.

• Цветные карандаши, фломастеры:

* Наборы цветных карандашей и фломастеров для рисования, раскрашивания и написания рецептов.

Клей:

* Клей-карандаш или ПВА для приклеивания аппликаций.

• Ножницы (безопасные)

* С закругленными концами.

Наклейки:

* Наклейки с изображениями продуктов для оформления рецептов.

Трафареты:

* Шаблоны для вырезания фигурок или овощей и фруктов (по желанию).

4. Демонстрационные и учебные материалы:

Музыкальное сопровождение:

* Музыкальный центр или колонки, музыка для создания атмосферы.

Муляжи продуктов:

* Муляжи фруктов, овощей и других продуктов для демонстрации.

Карточки с рецептами:

* Распечатанные или ламинированные карточки с рецептами (с текстом и картинками).

• Энциклопедии, детские книги:

* Книги с информацией о продуктах, их пользе для организма (по желанию).

Коробка или корзина:

* Для хранения продуктов и муляжей.

Фотоаппарат:

* Для фотофиксации процесса приготовления и результатов.

Специи и приправы:

* Специи с разными ароматами (корица, ваниль, гвоздика и др.) для сенсорного развития.

Организационные моменты:

Проверка оборудования: заранее проверьте исправность всего оборудования.

Размещение: разместите оборудование и материалы в удобном и доступном для детей месте.

Безопасность: обеспечьте безопасные условия для работы на кухне, убрав все потенциально опасные предметы.

Чистота: подготовьте рабочие поверхности и инструменты для работы.

Запасной комплект: желательно подготовить запасной комплект оборудования и материалов на случай, если что-то сломается или закончится.

Предварительная работа:

1. Подготовка воспитателя :

Изучение методической литературы:

• Ознакомление с рекомендациями по организации занятий по формированию представлений о здоровом питании у детей дошкольного возраста.

• Изучение безопасных способов работы с кухонными инструментами.

• Ознакомление с принципами составления меню для детей дошкольного возраста.

• Разработка конспекта занятия :

• Четкое определение цели и задач занятия.

• Планирование последовательности этапов занятия.

• Подбор подходящих видов деятельности, игр и упражнений.

• Разработка рецептов, адаптированных к возрасту детей.

Подготовка раздаточного материала (карточки, рецепты, шаблоны, заготовки).

Подбор музыкального сопровождения:

• Выбор подходящей музыки для создания атмосферы (веселая, ритмичная, кулинарная).

Подготовка к беседе с детьми :

• Подбор вопросов, направленных на актуализацию знаний детей о здоровом питании.

Подготовка интересных фактов о продуктах, которые будут использоваться на занятии.

Проверка наличия материалов:

• Составление списка необходимых материалов, инструментов и продуктов.

• Проверка их наличия и исправности.

2. Подготовка материалов и оборудования:

Кухонное оборудование:

• Сбор и проверка наличия необходимых инструментов (безопасные ножи, разделочные доски, миски, ложки).

• Обеспечение наличия фартуков и колпаков для каждого ребенка.

Подготовка тарелок для дегустации.

Продукты:

• Составление списка необходимых продуктов в соответствии с выбранными рецептами.

• Закупка свежих, качественных и безопасных продуктов.

• Тщательное мытье и подготовка продуктов (нарезка, чистка, если необходимо).

• Обеспечение наличия всех необходимых ингредиентов в достаточном количестве.

Раздаточный материал:

Подготовка карточек с рецептами или картинками.

Подготовка листов бумаги, цветных карандашей, фломастеров для оформления рецептов.

Подготовка шаблонов для вырезания (если необходимо).

Демонстрационный материал:

Подготовка наглядных пособий (муляжи фруктов, овощей).

Подготовка материалов для сенсорного восприятия (например, специи с разными запахами)

Организация рабочей зоны:

• Организация столов для работы детей.

• Установка всего необходимого оборудования и материалов в доступных для детей местах.

* Уборка рабочей зоны и подготовка места для дегустации.

3. Работа с детьми (предварительная подготовка) :

• Беседа о здоровом питании :

• Проведение короткой беседы с детьми о важности здорового питания, полезных продуктах, необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.

• Чтение книг о полезных продуктах

Просмотр мультфильмов:

* Просмотр мультфильмов на тему здорового питания.

Знакомство с рецептами:

• Заранее показать детям, какие блюда они будут готовить на занятии, а также показать простые рецепты.

Игры о продуктах:

* Игры, которые закрепят знания детей о полезных продуктах.

Правила поведения на кухне:

* Обсуждение правил безопасного поведения на кухне (например, как правильно обращаться с ножом).

4. Работа с родителями (по желанию) :

• Информирование о теме занятия :

• Размещение информации о предстоящем занятии на родительском уголке, на сайте детского сада или в группе в соцсетях.

Консультации :

* Проведение консультаций с родителями о принципах здорового питания.

• Привлечение к подготовке :

• Предложить родителям помочь в подготовке продуктов или материалов для занятия (например, принести овощи или фрукты из дома).

* Привлечь родителей к разработке рецептов для занятия.

• Привлечение к участию в занятии :

* Привлечение родителя-волонтера к участию в занятии.

Общие рекомендации:

Планирование: тщательно спланировать все этапы занятия, чтобы избежать неожиданных ситуаций.

Безопасность: обеспечить безопасные условия для работы детей.

Адаптация: адаптировать содержание и сложность заданий к возрасту и возможностям детей.

Гибкость: быть готовым к изменениям в процессе занятия, если это необходимо.

Положительный настрой: создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятии.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

1. Приветствие и создание позитивной атмосферы:

Воспитатель встречает детей с улыбкой, приветствует их.

• Предлагает детям встать в круг, взяться за руки.

Проводит короткую приветственную разминку:

• Игра "Здравствуйте" :

• Игра «Улыбка по кругу» :

Воспитатель использует мотивирующие фразы: "Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие! Давайте вместе сделаем наш день ярким и интересным!"

2. Введение в тему и объявление цели занятия :

• Использование "волшебной корзины" :

Воспитатель показывает детям корзину, наполненную муляжами фруктов, овощей и других продуктов.

• Игра "Угадай на ощупь" :

Беседа:

Воспитатель задает детям вопросы, которые подводят их к цели занятия :

• "Какие продукты лежат в нашей корзине?"

• "Какие из них полезные?"

• "Как мы можем приготовить из них вкусные блюда?"

• Объявление цели занятия : Воспитатель объявляет цель занятия : "Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир здорового питания, узнаем много нового о полезных продуктах и научимся готовить вкусные и полезные блюда. А после нашего путешествия мы создадим свою собственную книгу рецептов!"

3. Распределение ролей и подготовка к путешествию :

• Раздача "билетиков" :

Воспитатель раздает детям маленькие "билетики" (сделать их в виде маленьких фруктов или овощей, объявляя, что это их пропуск в "мир здорового питания".

Подготовка к путешествию :

• Звучит веселая музыка.

Воспитатель поощряет детей к активному участию: "Ну что ж, юные путешественники, мы готовы отправиться в путь? Тогда перёд к приключениям!» Ребята располагаются в зале.

Дети встают в круг.

Дети по очереди здороваются друг с другом, называя друг друга по имени и сопровождая слова жестами (хлопок в ладоши, кивок головы).

Дети передают друг другу улыбку по кругу, создавая позитивный настрой.

Дети с закрытыми глазами берут муляж, ощупывают его и называют.

Дети отвечают на вопросы.

Дети надевают одноразовые фартуки и колпаки, создавая атмосферу кулинарной лаборатории.

Основная часть

1. Исследовательская деятельность: "Секреты продуктов"

• Деление на группы :

Воспитатель делит детей на группы (например, по 4 человека, обеспечивая равномерное распределение детей и материалов.

Ознакомление с продуктами:

• Каждая группа получает корзину (или тарелку) с разными продуктами.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждый продукт, потрогать, понюхать, и, если это безопасно, попробовать на вкус (предварительно обговорив правила безопасности).

"Какой это фрукт (овощ? Какого он цвета? Какой формы? Какой у него запах? Каков он на вкус? Что вы чувствуете, когда его трогаете?".

Воспитатель помогает детям называть продукты и определяет, какие из них полезные, а какие стоит употреблять в меньшем количестве.

Беседа о пользе:

Воспитатель задает детям наводящие вопросы:

* "Чем полезны овощи (фрукты? "

* "Какие витамины содержатся в этих продуктах?"

* "Почему важно есть крупы (хлеб?"

* "Какую роль играет молоко (яйца) для нашего организма?"

Воспитатель дополняет ответы детей, предоставляя краткую и доступную информацию о пользе каждого продукта.

2. Кулинарный эксперимент : "Готовим вместе"

Воспитатель проводит физминутку :

Выбор блюда и ознакомление с рецептом:

Воспитатель предлагает детям ознакомиться с рецептами (читает вслух или показывает карточки с картинками и этапами приготовления).

Приготовление блюда:

Воспитатель следит за безопасностью при работе с ножами и другими инструментами, помогает детям, отвечает на их вопросы.

Сенсорное восприятие:

* Воспитатель поощряет детей задействовать все свои чувства в процессе приготовления.

* "Принюхайтесь к нарезаемому продукту. Как он пахнет?"

* "Ощутите текстуру продуктов. Какие они на ощупь: мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые?"

* "Слушайте звук от нарезаемых продуктов"

Эксперименты:

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со вкусом продуктов, попробовать добавить разные ингредиенты и приправы, чтобы создать что-то новое и необычное. (ограниченное количество вариантов и с осторожностью)

Дети делятся на 2 группы и работают в них.

Дети описывают свои ощущения.

Отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения по тексту:

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Каждая группа выбирает блюдо, которое они будут готовить.

1группа : овощной салат "Радуга" :

Цель: научить детей нарезать овощи, смешивать их, знакомить с разными цветами овощей.

Ингредиенты:

• Огурец

• Помидор

• Болгарский перец (разных цветов)

• Морковь

• Зелень (укроп, петрушка)

• Растительное масло или сметана для заправки (по желанию)

• Соль по вкусу

Инструкция:

1. Помыть все овощи и зелень.

2. Нарезать овощи небольшими кусочками (можно использовать безопасные ножи для детей).

3. Нарезать зелень (можно руками, если это мелко).

4. Смешать все ингредиенты в миске.

5. Заправить салат маслом или сметаной, посолить по вкусу.

6. Попробовать и порадоваться вкусному и полезному салату.

2 группа : фруктовый салат "Солнышко" :

Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, научить их нарезать, смешивать, формировать красивые блюда.

Ингредиенты:

• Яблоки

• Банан

• Апельсин (мандарин)

• Груша

• Виноград

• Йогурт (натуральный или фруктовый) или мед (по желанию)

Инструкция:

1. Помыть все фрукты.

2. Нарезать фрукты небольшими кусочками (банан можно нарезать кружочками, яблоки, грушу и апельсин – дольками).

3. Смешать все фрукты в миске.

4. Добавить йогурт или мед (по желанию).

5. Выложить салат в виде солнышка на тарелку, украсить.

Дети под руководством воспитателя (или более старшего помощника из детей) приступают к приготовлению блюда.

Дети выполняют действия по рецепту: моют продукты, нарезают (при необходимости, смешивают ингредиенты, выкладывают на тарелки.

Дети экспериментируют.

Заключительная часть (рефлексия)

1. Организация дегустации: "Пробуем наши шедевры"

Сервировка стола:

Воспитатель совместно с детьми организует сервировку стола: выставляет тарелки, стаканы, салфетки, ложки и вилки.

Расставляет приготовленные блюда на видном месте.

Дегустация:

Воспитатель предлагает детям не торопиться, наслаждаться вкусом, делиться своими впечатлениями.

Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок попробовал все блюда.

Обмен впечатлениями:

Воспитатель задает наводящие вопросы:

* "Что вам больше всего понравилось?"

* "Какое блюдо получилось самым вкусным?"

* "Какие ингредиенты вы использовали?"

2. Подведение итогов и создание книги рецептов: "Наша кулинарная книга"

Сбор рецептов:

Воспитатель предлагает детям после занятия придумать свои рецепты и собирать их в общую "Книгу рецептов".

Воспитатель подводит детей к выводу, что они создадут не просто книжку, а настоящий сборник полезных рецептов.

Воспитатель подводит итоги занятия, обобщает полученные знания.

* "Что нового вы сегодня узнали?"

* "Какие блюда вы научились готовить?"

* "Почему важно правильно питаться?"

* "Что вы хотите приготовить дома для своей семьи?"

* "Какой секрет здорового питания вы расскажете своим друзьям?"

* "Как мы можем применить то, чему научились сегодня?"

3. Рефлексия: "Поделимся эмоциями"

Карточки с эмоциями:

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображениями разных эмоций (радость, удивление, интерес, восторг) и показать, какие эмоции они испытывают после занятия.

Музыкальное завершение:

Звучит легкая, приятная музыка, создающая атмосферу радости и удовлетворения.

Дети принимают участие в сервировке стола.

Дети по очереди подходят к столу и пробуют приготовленные блюда.

Дети делятся своими мнениями, описывают свои ощущения.

Ответы детей.

Дети делятся своими чувствами и впечатлениями.

Публикации по теме:

Дидактические пособие «Пирамида здорового питания»Дидактические пособие «Пирамида здорового питания» Как важно учить детей здоровому образу жизни! А правильный выбор продуктов питания - это тоже важный фактор сохранения здоровья человека.

Фотоотчет об акции «Марафон здорового питания»Фотоотчет об акции «Марафон здорового питания» Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья.

Фотоотчёт «Месячник здорового питания»Фотоотчёт «Месячник здорового питания» Добрый день,всем гостям моей странички! Всегда рада поделиться с вами новостями, которые происходят в нашей группе. Ребята и их родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная группа)
Опубликовано: 24 января 2025 в 11:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Сенотова (УИ 183010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД