ЗЕМФИРА ГОЛУБЕВА
Мастер-класс для молодых специалистов «Здоровьесберегающие и развивающие техники для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить молодых специалистов с нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, легкодоступными к использованию в педагогической практике. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения. Заинтересовать молодых коллег и нацелить их на применение полученных знаний в своей работе с детьми.
План мастер-класса :
1. Актуальность развития мелкой моторики рук дошкольников.
2. Игры и материал для развития мелкой моторики. Практическое применение данных техник и моделирование их использования на взрослых.
Публикация «Мастер-класс для молодых специалистов „Здоровьесберегающие и развивающие техники для дошкольников“» размещена в разделах
Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класса :
«Педагог-наставник – молодые специалисты».
Оборудование и материалы:
Сухие бассейны с плодами каштана;
Сухие бассейны с шишками кипариса;
Лотки с еловыми шишками и грецкими орехами;
Лотки с массажными мячиками;
Индивидуальные массажёры для тела (пластмассовые и деревянные) ;
Массажёры для стоп;
Коррекционные дорожки;
Бусы в мешочке;
Клубки ниток;
Цветные ленты на палочках;
«Узелки»- верёвочки с узелками;
Бусы в нитке( 17-19бусин) ;
Деревянные бусы чётки;
Счётные палочки;
Игра для рисования шнурами;
Игра «Золушка»
Сценарий мастер-класса :
Актуальность развития мелкой моторики рук дошкольников.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». «Рука- это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Влияние мануальных (ручных) действий на мозг человека известно ещё со II-го века до нашей эры в Китае. Там применяли специальные упражнения с каменными и металлическими шариками, а в Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали всех малышей.
Что же даёт развитие мелкой моторики рук?
1. Развивает мозг.
Физиологи показывают. Что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук. Т. е.
стимулируется развитие памяти, мышления.
2. Стимулирует развитие речи.
3. Вырабатывается ловкость, точность, умение управлять своими движениями.
4. Развивает творческие способности, воображение.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребёнка к последующему обучению.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него хорошо развито внимание, память, связная речь, он подготовлен к овладению письмом.
При помощи чего развивается мелкая моторика?
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Игровой самомассаж пальцев и ладошек (поглаживание, разминание и растирание) ;
3. Массаж ладоней и подушечек пальцев с использованием вспомогательных материалов;
Остановимся более подробно на игровом самомассаже.
В своей работе я увидела эффективность этого метода.
Игровой самомассаж – средство повышения иммунитета (улучшается функциональное состояние внутренних органов). Уникальная тактильная гимнастика. В процессе самомассажа в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов на коже – в речеслуховые, зрительные, эмоциональные, творческие зоны. Самомассаж способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развивает межполушарное взаимодействие. В отличие от пальчиковой гимнастики, которая влияет на локальные участки мозга, самомассаж воздействует на кору головного мозга, что предохраняет отдельные зоны от переутомления, распределяет нагрузку, снижает двигательную и эмоциональную расторможенность, т. е. способствует коррекции гиперактивности.
Игры и материал для развития мелкой моторики.
Практическое применение данных техник и моделирование их использования на взрослых.
- Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить вместе со мной несколько видов массажа.
Массаж каштанами:
- Ты катись, катись,
Каштанчик,
Поздоровайся с каждым
Пальчиком.
По ладошке покружись,
Своей силой поделись!
(проводим с лёгким надавливанием каштаном по каждому пальцу/ круговое продвижение каштана по ладони) .
Повтор на другой руке.
Массаж грецким орехом:
- Наш орешек-фантазёр.
Он отличный массажёр.
Весь узорчатый бочок –
Укрепляет кулачок!
Зажимаем орех в ладони и на каждую фразу с силой сжимаем кулак. Повтор на другой руке.
Массаж шишками кипариса:
- Кипарис, кипарис,
Шишкой с нами поделись,
На ладошке покружись!
На раскрытую ладонь кладём шишку и катаем её по кругу ладони.
Массаж шишками ели:
- Ёлка шишку подарила,
И ребят всех научила:
По ладошке покатайте,
И немножко по сжимайте.
На раскрытую ладонь кладём шишку и катаем её по кругу ладони / зажимаем и разжимаем ладонь с шишкой в кулак. (Можно катать по рукам и голеням)
- Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить вместе со мной игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнение с бусами
(используем бусы в нитке 17-19 штук, средняя бусинка большего размера)
- Берём за края и по одной бусинке зажимаем в ладонь, перебирая пальцами, таким образом, все бусы, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и подобным же образом расходятся в стороны.
- Заяц и ёжик на встречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
Встретились и разбежались они.
Быстро бежали – пойди догони!
Не догонишь!
На первые две строки пальцами перебираем на встречу друг другу. На следующие две строки в обратную сторону. На «Не догонишь!» вскидываем руки вверх и резко опускаем (встряхиваем) вниз – сбрасываем напряжение в ладонях.
Упражнение со счетными палочками
(На начальном этапе обучения предлагается одна палочка, постепенно количество палочек доводим до четырёх) .
- Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдёте вряд ли.
Клювом мериться пришли
Аисты и журавли.
Необходимо удержать палочку между парой пальцев: между большим и средним, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем и в др. вариантах.
Упражнение «Узелки»
- Берём верёвку с узлами, держим её одной рукой вертикально. Пальцами другой руки начиная с низу захватываем поочерёдно узлы, зажимаем их в ладони и таким образом поднимаясь вверх как при лазанье по канату.
-Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист
По скале и по верёвке
Он наверх залазит ловко!
Пальцами другой руки, начиная снизу захватываем поочерёдно узлы, зажимаем их в ладони и таким образом поднимаясь вверх как при лазанье по канату.
Рисование шнурками (бусами)
-У ребёнка бусы, по заданию воспитателя он на столе выкладывает из них очертания заданного предмета (буквы, цифры). Упражнение очень удобно для развития не только мелкой моторики, а и воссоздающего воображения, креативности. На начальном этапе можно предлагать образцы.
Кто быстрее смотает ленту
- у каждого развивающий материал - лента на палочке.
Задание: прокручивая пальцами палочку скрутить ленту в моток.
Игра «Золушка».
-у каждого развивающий материал – смешаны различные виды круп в одном лотке.
Задание: разобрать каждый вид крупы отдельно в другие лотки.
Самомассаж лица «Пчёлка»
-Ла-ла-ла на цветке пчела (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам)
-Ул-ул-ул, ветерок подул (провести пальцами по щекам сверху вниз 7 раз)
-Ала-ала-ала, пчела крыльями махала (кулачками энергично провести по крыльям носа)
Ила-ила-ила, пчёлка мёда наносила (растереть лоб ладонями, приставленными к нему «козырьком»)
Самомассаж лица с элементами иммунной гимнастики
«Я добрый и хороший»
«Лепим своё хорошее личико»-проводим руками по окружности лица
«Лепим хорошие волосики» - нажимаем подушечками пальцев на корни волос
«Лепим брови»- проводим концами пальцев по бровям от переносица к вискам
«Лепим добрые глаза»- легонько трогаем веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем.
«Лепим носик»- проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
«Лепим ушки»- пощипываем мочки ушей, поглаживаем ушную раковину
«Лепим подбородок»- поглаживание подбородка
«Рисуем носом солнце»- плавные круговые движения головой (назад сильно голову не запрокидывать, лучи рисуем наклоном головы- пытаясь дотянуть подбородок к груди (несколько раз)
Хором произносим: «Я добрый и хороший»- гладим себя по голове.
Массаж «Рисунки на спине»
Развивает коммуникативные способности и помогает установить позитивные взаимоотношения между сверстниками. Дети делятся на пары и поочерёдно пальцами, кистями рук, кулачками «рисуют» заданные картинки на спине товарища.
В своей работе с детьми я также использую оздоровительные технологии :
Физминутки и паузы.
Иммунная гимнастика.
Мимическая гимнастика.
Дыхательная и артикуляционная гимнастики.
Психогимнастика и эмоциональные разгрузки («Минутки шалости»)
Гимнастика пробуждения.
Корригирующие упражнения.
Приёмы музыкотерапии, цветотерапии.
Игровой самомассаж и массаж для тела и ступней.
Кинезорефлексотерапию (хождение без обуви по специальным дорожкам)
Уважаемые коллеги! Я предложила вашему вниманию нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, которые легкодоступны к использованию в педагогической практике. Трудно переоценить целесообразность данных технологий и их влияние на всестороннее развитие ребёнка. Надеюсь, что вам было интересно и вы будете применять полученные знания в своей работе с детьми. Спасибо за внимание.