Лариса Филиппова
Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»
▼ Скачать
Программные задачи:
Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой, их видами.
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с русской обрядовой куклой; учить создавать народные куклы из различного материала.
Публикация «Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы „С любовью от бабушки и мамы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости и мелкой моторики рук, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток совместно с родителями.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, безопасность, музыка
Оборудование:
- Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка», МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения.
- Атрибуты для оформления зала (ширма в виде русского народного домика, макет русской печи, прялка, деревянный сундук, самовар, чугунок, кувшин, деревянная посуда, каравай, самотканые коврики, лапти и т. д.)
- берестяной кузовок с куклами (Матрешка, перчаточная кукла Петрушка, тряпичные куклы: Берегиня дома, Масленица, Мартинички)
- Материал для изготовления обрядовой куклы Мартинички по количеству детей (толстые вязальные нитки красного цвета, картон 10 X 5 cм, ножницы).
Предварительная работа:
- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».
- Чтение художественной литературы:
р. н. с. «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Телешова «Крупеничка»
- Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Методы и приемы:
Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.
Ход мастер-класса
Рукодельница (воспитатель) заходит в зал:
Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я, на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
(обращается к детям)
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята - молодцы.
Озорные удальцы!
Давайте знакомиться! Зовут меня Рукодельница, пришла к вам в гости. Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки. Садитесь рядком и поговорим ладком.
Дети садятся на стульчики
Рукодельница:
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключики нашла,
В этот терем я вошла,
И кузовок волшебный в нем нашла (достает кузовок с куклами).
Рукодельница: в этом кузовочке, чего только нет (достаёт из кузовка матрешку)
Эта игрушка вам всем знакома. Это тоже кукла только деревянная.
Ребенок:
Погляди скорее-
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Как зовут? (матрёшка).
Матрёшка – наш национальный сувенир, кукла с сюрпризом. Мы привыкли видеть матрешку в виде девочки в русском сарафане и переднике, а какие еще есть матрешки? (Мальчики) Оказывается, есть матрешки в образе мальчика в русской рубахе с поясом, штанах, сапогах и кепке с цветком.
- Девчонки и мальчишки, а не хотите ли вы станцевать как матрешки. (Да) Становитесь в круг скорее.
Физминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять ногу вперед на пятку)
Топают матрешки
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки и мальчишки озорные, (кружение вправо и влево)
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)
Топают матрешки (топают).
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)
Дети садятся на стульчики
Рукодельница: Сей час я вам покажу еще одну куклу (Достаёт из кузовка перчаточную куклу - Петрушку)
Петрушка:
Наряд мой пестрый.
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Скажите, как меня зовут? (Петрушка)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Я пришел к вам не один, привел с собой подружку, посмотрите какая красавица (кукла - оберег Берегиня, Мартинички – символ наступления весны).
Рукодельница:
- Петрушка, как хорошо, что ты привел с собой этих кукол, я про них как раз и хотела поговорить. У нас таких кукол много, целая выставка.
Петрушка:
Возьмите и мою подружку к себе, с другими куклами ей будет веселей, а я побегу по своим делам.
Рукодельница:
- Ребятки, давным-давно, когда ваши бабушки были маленькими, они играли в такие куколки. Хотите посмотреть, какими куклами играли ваши бабушки? (Да) Заодно отведем к ним Петрушкину подружку.
Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка»
Вопросы по выставке:
-Что это? (Куклы)
- Правильно это куклы. Из чего они все сделаны? (из тряпок, соломы)
- Это современные или старинные куклы? (старинные)
- Скажите, а такие куклы можно купить в магазине?
- Как вы думаете, кто их делал? Кто в них играл?
- А вы хотели бы играть в такие куклы?
- Хотите научиться их делать?
Рукодельница:
- Во время посиделок взрослые занимались рукоделием, а дети играли, пели песни и плясали. Вот и нам пора отдохнуть. Ну-ка, маленький народ, собирайся в хоровод, будем весну закликать, зиму провожать!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
Дети садятся на стульчики
Рукодельница:
- Долгими зимними вечерами не только трудились, и пели, но и рассказывали сказки. Когда мы рассматривали кукол они мне потихоньку нашептали, что вы сочиняли с родителями сказки о куклах. Кто расскажет? (рассказывают)
-- Ребятки, мы с вами закликали весну и не зря, в моем кузовке есть еще две интересные куколки, и сейчас я вам расскажу о них сказку, слушайте (авторская сказка о куклах Мартинички).
Автор: Филиппова Лариса Викторовна
Сказка «Две неразлучные куколки»
Жили-были две куколки. Одна была белая, и звали ее Зима, а другая – красная и звали ее Весна. Друг с другом они виделись очень редко. Зима очень не любила Весну и всегда злилась на нее, так как Весна всегда ее прогоняла. Приходила Весна с красным солнышком, с теплым ветром и дождем.
И вот однажды она привела с собой озорного дождя, дождь расхулиганился и снег стал быстро таять. Появились проталины, а потом распустились подснежники. Эти цветы так были хороши и очень понравились Зиме. Стала она добрее относиться к Весне, а потом они вовсе подружились. И так их связала дружба, что не могли они друг без друга обойтись. Эти куколки связали одной ниточкой потому, что Зиме приходится уходить, а Весна теперь всегда ее встречает (достает из кузовка кукол и показывает).
- А в народе этих куколок назвали Мартинички. Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну. У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.
Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.
И говорили такие слова:
Дети хором:
Ветер-ветерок
Прилети к нам.
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко.
Рукодельница:
- Ребята, а вам понравились эти куколки?
-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научиться. А вы хотите научиться делать такую куклу? (Ответы детей).
Только работа эта хитрая и трудная, и поэтому сегодня я пригласила к нам бабушек и мам вам на помощь. Ведь с бабушкой и мамой интереснее и веселее работать.
Дети и родители садятся за столы
Сколько ниток разноцветных:
Красных – ярких, белых - светлых…
Мы из ниток этих разных
Кукол сделаем прекрасных!
- Белую куколку – символ зимы, вы сделаете дома с родителями, а красные куколки – символ весны, мы сделаем здесь.
Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.
1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.
2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.
3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.
Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.
4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.
5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.
Получается такая вот кисточка с ручками:
Остается только подровнять юбочку и ручки, и девочка-мартиничка готова.
6. Можно сделать и мальчика. Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.
7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек.
Рукодельница:
На прощанье в этот час
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье,
За улыбки, за веселье.