Ольга Шелудякова
Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс по изготовлению куклы-пеленашки
Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение детей и родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок; воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.
Публикация «Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер; лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы - раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы-закрутки; технологические карты; анкеты для родителей; для выставки – народные тряпичные куклы и современные пластиковые, мягкие игрушки и куклы Барби.
Ход мероприятия:
I. Вводная часть.
- Добрый вечер, уважаемые взрослые и ребята! Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.
- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.
II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление педагога.
- Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности.
- В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
- Например: Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
- Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям. Слайд 17.
Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми.
- «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.
- А теперь я вас приглашаю сотворить вместе с детьми куклу-пеленашку.
Участникам предоставляются необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, схемы работы.
Воспитатель участвует в совместном творчестве, оказывает необходимую помощь.