МААМ-картинки

Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Алла Потапова
Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи:

Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр и упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Темочки:

Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игры, при подготовке к обучению грамоте.

Методы:

• Игровой (дидактические игры).

• Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Ожидаемый результат: Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности. Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации совместной игровой деятельности взрослого и детей по обучению грамоте.

Оборудование: Дидактические игры и пособия, столы, доска с маркерами, магнитами.

Вступительное слово.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих детей.

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Детям очень сложно усвоить абстрактные понятия такие, как «звук», «гласный», «согласный», «согласный твердый», «согласный мягкий». Эти понятия не видны детям в их привычном мире, их нельзя увидеть, потрогать. И здесь на помощь приходят – игры и игровые упражнения.

Уважаемые коллеги предлагаю вам отправиться в путешествие, в игровую страну «От звука к букве».

1. При ознакомлении со звуками, на начальном этапе, знакомлю детей со Звуковичками. Ребята знакомятся с гласным Звуковичком и согласным Звуковичком, и в дальнейшем с согласным звонким, согласным глухим, согласным твердым, согласным мягким.

Предлагаю вам игру «Подарки Звуковых дел Мастерам»

На доске располагаю Звуковичка с буквой А и с буквой У и две подарочные коробки.

Нам необходимо разместить в коробку картинки, которые начинаются на звук а, Звуковичку с буквой А и картинки которые начинаются на звук у, Звуковичку с буквой У.

2. Для обучения и закрепления таких понятий как твердый согласный и мягкий согласный звук и их различению, использую такие игры, как «Погрузи багаж в машину», «Помоги кенгурятам различать звуки».

«Погрузи багаж в машину»

Игра с фонариком. Располагаю два игровых поля, это зеленая машина и синяя машина с открытым багажником (это кармашки в которые размещаются чемоданы и сумки). На столе располагаю чемоданы и сумки, в которых спрятаны картинки на твердый звук в и мягкий звук вь. С помощью фонарика игрок просматривает сумку или чемодан, видит картинку, определяет какой звук в слове твердый или мягкий и располагает багаж в багажник машины.

«Помоги кенгурятам различать звуки»

Два игровых поля с изображением кенгуру в синей майке и кенгуру в зеленой майке с кармашками, в которые помещаются картинки, расположить на доске.

На столе разложить картинки, которые начинаются на твердый звук х и мягкий звук хь. «Маленькие кенгурята учатся различать звуки. Помогите им, разложите картинки в сумки кенгурят. Кенгуренку в синей майке – картинки на твердый звук х. Кенгуренку в зеленой майке – картинки на мягкий звук хь.

3. Формируя слоговой анализ, играем в такие игры как «Телеграф», «Домики», «Поезд».

Предлагаю разделить слова на слоги и расположить картинки в вагоны с цифрами, если в слове один слог располагаем картинку в вагон с цифрой 1 и т. д.

4. Формируя умение определять положение заданного звука в слове, использую необычные схемы с животными.

Определите место звука М в слове, передвигая синий кружок по полоске. Если звук в начале слова расположите синий круг в первой клеточке, где голова животного, если в конце слова в последней клеточке, если в середине в средней клеточке.

Игра «Звукоград»

На магнитной доске располагаю игровое поле, город с домами. В каждом доме на крыше есть схема, с показанным положением звука в слове (начало, середина и конец слова). В доме окна, в которые на липучку прикрепляются картинки. Определите место звука в слове и расположите картинки в окошках домов.

5. Упражняясь в запоминании графического образа буквы, играем в игру «Буква сломалась» сложить из частей букву. «Буква – пазл» сложить букву из частей.

6. Обучая чтению, на начальном этапе, использую игровые поля, которые в игровой форме помогают воспитанникам читать слоги и короткие слова. Такие поля как: «Ракета и луна», «Дорога и машинки», «Трактор и гараж», «Собака и будка», «Телефон».

И в заключение хотелось бы сказать, что игры помогают мне, решать поставленные задачи.

Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни детей. И то, насколько он будет проходить, во многом зависит от нас. Пусть дети в игре чувствуют свой успех, делают свои маленькие открытия.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 18:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Потапова (УИ 342803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД