Алла Потапова
Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр и упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Темочки:
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игры, при подготовке к обучению грамоте.
Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности. Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации совместной игровой деятельности взрослого и детей по обучению грамоте.
Оборудование: Дидактические игры и пособия, столы, доска с маркерами, магнитами.
Вступительное слово.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих детей.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Детям очень сложно усвоить абстрактные понятия такие, как «звук», «гласный», «согласный», «согласный твердый», «согласный мягкий». Эти понятия не видны детям в их привычном мире, их нельзя увидеть, потрогать. И здесь на помощь приходят – игры и игровые упражнения.
Уважаемые коллеги предлагаю вам отправиться в путешествие, в игровую страну «От звука к букве».
1. При ознакомлении со звуками, на начальном этапе, знакомлю детей со Звуковичками. Ребята знакомятся с гласным Звуковичком и согласным Звуковичком, и в дальнейшем с согласным звонким, согласным глухим, согласным твердым, согласным мягким.
Предлагаю вам игру «Подарки Звуковых дел Мастерам»
На доске располагаю Звуковичка с буквой А и с буквой У и две подарочные коробки.
Нам необходимо разместить в коробку картинки, которые начинаются на звук а, Звуковичку с буквой А и картинки которые начинаются на звук у, Звуковичку с буквой У.
2. Для обучения и закрепления таких понятий как твердый согласный и мягкий согласный звук и их различению, использую такие игры, как «Погрузи багаж в машину», «Помоги кенгурятам различать звуки».
«Погрузи багаж в машину»
Игра с фонариком. Располагаю два игровых поля, это зеленая машина и синяя машина с открытым багажником (это кармашки в которые размещаются чемоданы и сумки). На столе располагаю чемоданы и сумки, в которых спрятаны картинки на твердый звук в и мягкий звук вь. С помощью фонарика игрок просматривает сумку или чемодан, видит картинку, определяет какой звук в слове твердый или мягкий и располагает багаж в багажник машины.
«Помоги кенгурятам различать звуки»
Два игровых поля с изображением кенгуру в синей майке и кенгуру в зеленой майке с кармашками, в которые помещаются картинки, расположить на доске.
На столе разложить картинки, которые начинаются на твердый звук х и мягкий звук хь. «Маленькие кенгурята учатся различать звуки. Помогите им, разложите картинки в сумки кенгурят. Кенгуренку в синей майке – картинки на твердый звук х. Кенгуренку в зеленой майке – картинки на мягкий звук хь.
3. Формируя слоговой анализ, играем в такие игры как «Телеграф», «Домики», «Поезд».
Предлагаю разделить слова на слоги и расположить картинки в вагоны с цифрами, если в слове один слог располагаем картинку в вагон с цифрой 1 и т. д.
4. Формируя умение определять положение заданного звука в слове, использую необычные схемы с животными.
Определите место звука М в слове, передвигая синий кружок по полоске. Если звук в начале слова расположите синий круг в первой клеточке, где голова животного, если в конце слова в последней клеточке, если в середине в средней клеточке.
Игра «Звукоград»
На магнитной доске располагаю игровое поле, город с домами. В каждом доме на крыше есть схема, с показанным положением звука в слове (начало, середина и конец слова). В доме окна, в которые на липучку прикрепляются картинки. Определите место звука в слове и расположите картинки в окошках домов.
5. Упражняясь в запоминании графического образа буквы, играем в игру «Буква сломалась» сложить из частей букву. «Буква – пазл» сложить букву из частей.
6. Обучая чтению, на начальном этапе, использую игровые поля, которые в игровой форме помогают воспитанникам читать слоги и короткие слова. Такие поля как: «Ракета и луна», «Дорога и машинки», «Трактор и гараж», «Собака и будка», «Телефон».
И в заключение хотелось бы сказать, что игры помогают мне, решать поставленные задачи.
Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни детей. И то, насколько он будет проходить, во многом зависит от нас. Пусть дети в игре чувствуют свой успех, делают свои маленькие открытия.