Приложение МААМ

Конспект мастер-класса «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Кочуйкова Вера
Конспект мастер-класса «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Подготовила и провела воспитатель 1 квалификационной категории

Кочуйкова В. А.

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

Публикация «Конспект мастер-класса „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

1. Вводная часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать -

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все неживую природу.

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ведь экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». И, конечно, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «взрослого».

Последовательность детского экспериментирования :

• Проблемная ситуация.

• Целеполагание.

• Выдвижение гипотез.

• Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы с вами попробуем провести интересные опыты с различными материалами. Возможно, они вам пригодятся для работы с детьми.

2 Основная часть.

Ребята, сегодня мы с вами будем проводить опыты. Я расскажу вам интересную историю о путешествии утенка.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Ему все было интересно. Вот один раз, когда он прятался от дождя под елкой, то заметил, что чешуйки шишек закрылись. Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок увидел, что чешуйки у шишек снова стали открываться.

Помните, вчера вечером мы с вами рассматривали шишки. А перед тем, как уйти домой мы положили их в таз с водой. Давайте посмотрим, что с ними произошло? Изменились ли они? (Рассматриваем шишки в тазу). Давайте сравним шишки, какие они были до погружения в воду и что стало с ними после того, как они полежали в ней. (Ответы детей). Да, ребята, шишки закрылись, полежав в воде. Это происходит для того, чтобы сохранить семена внутри шишки. Ведь из каждого семени может вырасти новая елка. А когда шашки высохнут, то они опять раскроются. Мы оставим их на подносе до завтра и посмотрим, что с ними будет.

Опыт№1.

Положите шишку в миску (за ранее перед опытом) и залейте ее теплой водой минут на 10-15. Чешуйки закроются.

Вывод: Так природа мудро сберегает семена внутри шишек.

Потом утенок пошел дальше и дошел до озера, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? Он был ещё маленький, и пока плохо плавал. Правда, он слышал, что в солёной воде плавать намного легче. Правда ли это?

Давайте проверим. Для этого нам понадобится два сырых куриных яйца, две банки, вода и соль. Нальем в обе банки воду. В одну из них добавим соль. Опустим в обе банки по яйцу. В чистой воде яйцо утонет, а в банке с соленой водой яйцо будет плавать. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Соленая вода тяжелее и в ней плавать легче, чем не в соленой.

Опыт №2.

Возьмите 2 банки: две пол-литровые, наполненные чистой водой и опустите в одну из них сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку насыпьте 2-3 столовые ложки соли. Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Утенок нашёл лодочку, и поплыл к прекрасным цветам. Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Для следующего опыта мы сделали цветы с закрученными лепестками. Сейчас мы опустим их на воду и посмотрим, что произойдет. (Опускаем цветы в воду). Что происходит? (Ответы детей). Правильно, лепестки цветов раскрылись.

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в тарелочки. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» А вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4.

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так закончилось путешествие любопытного утенка.

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы.

3. Заключительная часть.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям.

В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Заключение:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом " Сторисек ", как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: - передать.

Конспект образовательной деятельности с элементами экологического воспитания «Экспериментирование с водой»Конспект образовательной деятельности с элементами экологического воспитания «Экспериментирование с водой» Цель: развитие любознательности и познавательной активности детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Конспект экологического воспитания в младшей разновозрастной группе «Знакомство со снегом»Конспект экологического воспитания в младшей разновозрастной группе «Знакомство со снегом» Цель: развивать любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи: продолжать знакомство со свойствами.

Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование»Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .

Мастер-класс по изготовлению поделки для экологического воспитания «Травянчик»Мастер-класс по изготовлению поделки для экологического воспитания «Травянчик» Данный мастер-класс может быть использован воспитателями в своей работе по экологическому воспитанию, а также родителями для организации.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Опубликовано: 3 октября 2023 в 21:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Кочуйкова Вера (УИ 2912115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД