Айгюль Шомоева
Программа кружка «Цифровое творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Современные дети живут в новом информационном пространстве все активнее используя в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку.
В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Учитывая эти современные требования была разработана программа кружка «Цифровое творчество»
Цель кружковой работы:
Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребенка к использованию информационных технологий.
Задачи кружковой работы:
1. Познакомить с основными понятиями информатики;
2. Формировать первоначальные умения и навыки работы с ПК;
3. создавать условия для общего развития личности ребенка;
4. оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам формирования начальной компьютерной грамотности у ребенка.
Перспективный план работы кружка по информатике «Цифровое творчество» на 2022-2024 учебный год.
месяц занятие тема занятия задачи
октябрь 1 вводное занятие Входящая диагностика. Техника безопасности. Знакомство с основными понятиями. Какие бывают компьютеры.
2, 3, 4 «Знакомство с компьютером» Познакомить детей с устройством компьютера:
1. Монитором
2. Мышкой
3. Клавиатурой
ноябрь 1,2 «Порядок на рабочем столе» Знакомство с рабочим столом; основными понятиями. Учить находить нужный объект; развивать пространственные представления.
3,4 «Манипулятор мышь» Формировать и развивать умение работать с манипулятором “мышь”, познакомить с назначением основных кнопок (практическая работа).
декабрь 1 «Клавиатура» Знакомить с основными клавишами, их назначением (практическая работа).
2 «Виртуальные рисунки» Познакомить с программой Pint. Формировать умение рисовать мышью
3, 4 «Наша елочка» Развивать умение работать в программа Paint (практическая работа)
январь 1, 2 «Сравни картинки» Развивать внимание, наблюдательность Развивать умение работать с мышью (практическая работа).
3 «Перемести фигуру» Развивать умение работать с мышью. Развивать моторику рук
февраль 1 «Самолетики» Формировать умение рисовать при помощи фигур
2,3 «Открытки для пап, дедушек» Развивать творческое воображение; развивать цветовосприятие, воспитывать патриотические чувства. Развивать умение работать в программе Paint
4 «Скоро весна» Развивать умение работать мышью. Закреплять знания о признаках времен года.
март 1 «Цветы для мам и бабушек» Развивать творческое воображение; развивать цветовосприятие. Развивать умение работать в программе Paint
2 Знакомство с MS Word Познакомить с текстовым редактором MS Word, его основными функциями
3, 4 Работа с MS Word Пишем цифры. Закрепление счета порядкового от 1 до 10 (Практическая работа).
апрель 1,2 «Посчитай капельки и поставь цифру» Закреплять и развивать умение работать с MS Word. Закреплять количественный и порядковый счет.
3,4 «Салют Победы» Закреплять и развивать умение рисовать при помощи фигур. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своего народа.
Второй год обучения
октябрь 1,2 вводное занятие Входящая диагностика. Техника безопасности. Знакомство с интерактивной доской.
3, 4 «Первые игры – «Собери цепочку из геометрических фигур».
Игры-упражнения» Выработать основные правила ТБ и работы возле ИД. Возможности и средства управления ИД
ноябрь 1,2 Продолжить знакомство с интерактивной доской, с волшебной палочкой – стилус. Научить набирать краску и закрашивать предмет.
Формирование умения анализировать форму и цвет предметов. Находить в ближайшем окружении предметы нужного цвета
3,4 «Кто где живет» выявлять признаки объектов.
Игры-упражнения
Формирование умения анализировать признаки предметов (форма и цвет)
декабрь 1 Животные. Голоса. Детёныши. Интерактивные игры-иллюстрации. Формирование знаний о домашних животных.
2 «Виртуальные рисунки» Познакомить с программой. Формировать умение рисовать стилусом
3, 4 «Большие и маленькие елочки» Развивать умение работать в программе (практическая работа)
январь 2,3 «Сравни картинки» Развивать внимание, наблюдательность Развивать умение работать со стилусом (практическая работа).
4 Правила дорожного движения. Правила поведения на улице. Слайд-шоу с дикторским сопровождением Формирование знаний о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улице.
февраль 1,3 «Виды транспорта» развивать пространственную ориентировку. Игры-упражнения Формировать умение рисовать при помощи фигур
3,4 «Открытки для пап, дедушек» Развивать творческое воображение; развивать цветовосприятие, воспитывать патриотические чувства. Развивать умение работать в программе Paint
март 1 «Цветы для мам и бабушек» Развивать творческое воображение; развивать цветовосприятие. Развивать умение работать в программе Paint
2 «Части игрушек» выявлять признаки части объектов.
3, 4 Строим паровозик. Цвета. Игры-упражнения Формирование умения анализировать форму и цвет предметов. Находить в ближайшем окружении предметы нужного цвета от 1 до 10 (Практическая работа).
апрель 1,2 «Рисуем сказку» Формировать умения составлять предложения с опорой на картину и схему предложения. Учить дополнять простые нераспространенные предложения.
3 Игры-соревнования –«Кто быстрее?»- в рисовании, в конструировании, в игре. Закрепить основные правила работы с интерактивной доской. Закрепление знаний, умений и навыков по основным разделам программы.
4 «Салют Победы» Закреплять и развивать умение рисовать при помощи фигур. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своего народа.
Кружковые занятия по информатике реализуются в следующем режиме: 1. 1 раз в неделю в количестве 27 ч.
2. Продолжительность занятия не более 15 минут.
3. Наполняемость группы 10 человек.
Список литературы:
1. Волошина О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Горячев А В., Ключ Н. В. Все по полочкам. : пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М. : Баласс, 2008. – 64 с.
4. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М. : Баласс, 2004. – 64 с.
5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2007. – 304 с.
6. Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.1. 3049-13, рег. №28564
Приложение №1
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:
1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2- 3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса. Упражнения для проведения зрительной гимнастики:
- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.
- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
Рабочее место ребенка
1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:
• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;
• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;
• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.
2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.
Как выбрать игры для ребёнка дошкольника
Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм. Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях. Покупая игру, внимательно изучите ее описание. Она должна:
- соответствовать возрасту ребёнка;
- состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;
- занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.
Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек».
Приложение №2
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Упражнение со зрительными метками № 1
Заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.
2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.
3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.
5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2
Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.
Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всей комнате.
Методика выполнения упражнения:
1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.
2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене, ее нужно нарядить".
3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".
4. Темп выполнения упражнения - произвольный.
5. Продолжительность - 1 минута.