Лена
Программа по обучению грамоте «Абвгдейка» (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6» городского округа закрытого административно-
территориального образования пос. Горный
Принято Утверждаю
Педагогический советом заведующий МДОУ
Протокол ___Макеева С. А
«___»___2012 г.
Программа по обучению грамоте
«АБВГДЕйка» (5-7 лет)
( образовательная область: речевое развитие)
Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6
Доржиева А. А.
пос. Горный
Публикация «Программа по обучению грамоте „Абвгдейка“ (5–7 лет)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2012 г.
. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-
это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
принципу продвижения от простого к сложному;
принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
принципу психологической комфортности;
принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения :
o Наглядный;
o Словесный;
o Практический
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.
Задачи программы.
Образовательные:
• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
• Познакомить детей со слоговой структурой слова;
• Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
• Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
• Расширять словарного запаса детей.
Развивающие:
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать графические навыки;
• Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
• Воспитывать умения работать в паре;
• Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
• Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
• Приобщать детей к художественной литературе.
Предполагаемые результаты:
• Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
• Определять место звука в слове;
• Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой, доказывая свой ответ грамотным научным языком;
• Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
• Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
• Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
• Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
• Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.
Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М. С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.
Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.
. Содержание программы
Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.
Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.
Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
. Тематический план на 2012 – 2013 учебный год
Месяц Тема занятия Цель Приложение
Январь «Сказка про то, как придумали звуки» Расширить представления детей о звуках.
«Встреча с буквой Ж» Познакомить детей со звуком и буквой Ж.
«Встреча с буквой Ч» Познакомить детей со звуком и буквой Ч.
«Подготовка к сказочному путешествию» Учить внимательно следить за сюжетом сказки.
Февраль «Встреча со звуком и буквой О» Формировать понятие «гласный звук» на примере звука «О».
«Встреча со звуком и буквой А» Познакомить детей со звуком А, буквой а.
«Звуки О -А» Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков А и О.
«Встреча со звуком Э, буква э» Познакомить детей со звуком Э, буквой э.
Март «Звуки О, А, Э. Буквы О, А, Э». Закрепить навыки произношения и различения звуков О, А, Э.
«Встреча со звуком У. Буква у». Познакомить детей с произношением звука У. Буква у.
«Звуки О, А, Э, У». Закрепить знания о звуках и буквах О, А, Э, У.
«Встреча со звуком Ы. Буква ы». Познакомить детей с произношением звука Ы.
Апрель «Звуки О, А, У, Э, Ы» Закрепить навыки различения и произношения звуков а, о, э, у, ы.
«Встреча со звуком , буквой й. Закрепить навыки произношения звука 2 занятия
«Встреча со звуками Ё, Я, Е, Ю». Буквы ё,я,е,ю «Познакомить детей со звуками ё, е, я, ю. 2 занятия
Май «Закрепление знаний о звуке и букве Я» Закрепить навыки произношения звука Я в слогах, словах, фразах.
«Закрепление знаний о звуках Ё, Я, Е, Ю» Закрепить навыки произношения и развличения звуков Ё, Я, Е, Ю. 2 занятия
«Встреча со звуком И, буква и» Познакомить детей со звуком И.
Тематический план на 2013 – 2014 учебный год
Месяц Тема занятий Цель Приложение
Сентябрь «Согласные звуки. Слог» Формировать понятие «согласный звук», «слог»
«Звонкие и глухие согласные». «Мягкие и твердые согласные». Учить детей различать согласные по твердости-мягкости;глухости-звонкости.
«Встреча со звуками З, З`» Познакомить детей со звуками З, З`.
«Встреча с буквой З». Знакомство с буквой З.
Октябрь «Встреча со звуками Г и Г`». Закрепление правильного произношения звуков Г и Г`.
«Встреча с буквой Г». Знакомство с буквой Г.
«Встреча со звуками С и С`». Закрепление правильного произношения звуков С и С`.
«Встреча с буквой С». Знакомство с буквой С.
Ноябрь «Встреча с буквой Ь, Ъ»
«Встреча со звуками К и К`», Закрепление правильного произношения звуков К и К`.
«Встреча с буквой К». Знакомство с буквой К.
«Встреча со звуками Т и Т`». Закрепление правильного произношения звуков Т и Т`.
Декабрь «Встреча с буквой Т». Знакомство с буквой Т.
«Встреча со звуками Д и Д`». Закрепление правильного произношения звуков Д и Д`.
«Встреча с буквой Д» Знакомство с буквой Д.
«Встреча со звуками Б и Б`» Закрепление правильного произношения звука Б и Б`.
Январь «Встреча с буквой Б» Знакомство с буквой Б.
«Встреча со звуками П и П`» Закрепление правильного произношения звука П и П`
«Встреча с буквой П». Знакомство с буквой П.
«Встреча со звуками Л и Л`». Закрепление правильного произношения звуков Л и Л`.
Февраль «Встреча с буквой Л» Знакомство с буквой Л.
«Встреча со звуками М и М`». Буква М. Закрепление правильного произношения звуков М и М`. Знакомство с буквой М
«Встреча со звуком и буквой Ш». Закрепление правильного произношения звука Ш. Знакомство с буквой ш.
«Встреча со звуком и буквой Щ». Закрепление правильного произношения звука Щ. Знакомство с буквой Щ.
Март «Встреча со звуками Х и Х`. Буква Х. Закрепление правильного произношения звуков Х и Х`. Знакомство с буквой Х.
«Встреча со звуками Р и Р`. Буква Р. Закрепление правильного произношения звуков Р и Р` Знакомство с буквой Р.
«Встреча со звуком Ц и буквой Ц». Закрепление правильного произношения звука ц. Знакомство с буквой ЩЦ.
«Встреча со звуками Н и Н`. Буква Н». Закрепление правильного произношения звуков Н и Н`. Знакомство с буквой Н.
Апрель «Встреча со звуками В и В`. Буква В». Закрепление правильного произношения звуков В и В` Знакомство с буквой В.
«Встреча с буквой Ф и Ф`. Буква Ф». Закрепление правильного произношения звуков ф и Ф`. Знакомство с буквой Ф.
«Алфавит»
V. Механизм определения результативности программы
1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Уровень готовности детей к обучению грамоте
№ п/п Фамилия, имя.
Звукопроизношение Звуковой анализ Фонематический слух Знание букв, чтение (послоговое)
Гласный в начале слова Гласный в конце слова Согласный в начале слова Согласный в конце слова Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9