Чкалова Татьяна
Малыши и музыка. Пение. Младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Разучиваем новую песню
Музыкальный руководитель выбирает песню с учётом каждой конкретной группы детей. Учитывает:
- возраст, речь, особенности организации группы;
- какие песни дети уже подпевали на музыкальных занятиях и как подпевали;
- сезон;
- необходимо ли участие песни в сюжетной игре на музыкальном занятии или детском праздничном утреннике.
Новая песня выбрана, музыкальный руководитель выучивает наизусть
текст и аккомпанемент.
Публикация «Малыши и музыка, Пение, Младшая группа» размещена в разделах
Музыкальные занятия с детьми проводятся два раза в неделю. Этого явно недостаточно для того, чтобы малыши легко запоминали песенку, подпевали, пели. Вот почему необходимы участие воспитателей и их помощь по всем разделам музыкального воспитания, особенно в пении. Так, музыкальный руководитель знакомит с песней воспитателей. Текст песни лучше набрать на компьютере – это облегчает чтение и запоминание.
Необходимо объяснить малышам, как вести себя во время пения. Петь спокойно, без крика. Замечания во время пения детям лучше не делать, не следует пользоваться музыкальным вступлением и заключением для «ценных указаний» малышам. Менее организованных и требующих большего внимания детей воспитатель сажает или ставит рядом с собой.
В помощь воспитателю можно записать песню, что даёт возможность петь в группе с музыкальной поддержкой. Но все мы прекрасно понимаем, каково значение пения без музыкального сопровождения – оно способствует развитию внутреннего слуха, чистому интонированию. Существует ещё один важный аспект: преодоление условного рефлекса, который может возникнуть у детей – петь только с аккомпанементом, т. е. только на музыкальных занятиях. А наша задача состоит в том, чтобы песня вошла в жизнь ребёнка, чтобы ему захотелось самостоятельно петь, петь, когда хочется: во время игры, на прогулке, дома.
Необходимы и условия, которые способствовали бы желанию петь самостоятельно, для себя: он должен быть здоров, спокоен, чувствовать доброжелательное отношение взрослых. Не мешайте малышу, он может повторить песню, затем спеть другую. Внимательный воспитатель, зная особенности характера ребёнка, например, его замкнутость, не будет прерывать пение малыша (даже взглядом, отвлекать его (даже похвалой).
А вот другому малышу необходимо, чтобы его похвалили (Молодец, спой ещё, а я послушаю).
Мы, музыканты, учим детей петь. А войдёт ли песня в жизнь ребёнка, во многом зависит от воспитателей, родителей. Наша задача – помочь им советами.
Как правило, в ясельных группах есть игрушечное пианино. Дети сами, по-своему желанию, подходят к ним, играют и поют. Чтобы не мешать пению, не портить слух малышей, клавиатура у детского фортепиано обязательно должна быть «немой». Ребёнок только нажимает на клавиши, подражая музыкальному руководителю. Звука нет, но это не удивляет и не смущает малышей: петь без мелодической поддержки их учили на музыкальных занятиях.
Проведение занятий по разучиванию песен
Разучивать новую песню лучше в начале занятия после несложного, хорошо знакомого детям музыкального упражнения. Сосредоточив внимание детей, настроив их, музыкальный руководитель говорит, что сегодня к ним пришёл, например, петушок. Игрушка должна быть иной, чем в группе у детей – более яркой, выразительной, другого размера. Показывая детям игрушку на первом, втором музыкальном занятии, музыкальный руководитель продумывает вопросы, обращённые к детям. Вводная беседа призвана заинтересовать детей, помочь понять содержание песни, текст, отдельные слова, выражения.
На втором занятии детям предлагаются вопросы по содержанию песни. Такие вопросы позволяют педагогу выяснить, понятна ли песня малышам. Можно предложить малышам спеть одну строчку. Попросить пропеть два-три раза, не забывая каждый раз хвалить детей. Цель повторения одной строчки – активнее вовлечь малышей в подпевание. При повторении дети подпевают смелее, активнее, радостнее. Можно исполнить мелодию песни на другом музыкальном инструменте.
На третьем занятии детям предлагается узнать, назвать песню после проигрывания на фортепиано без пения. Затем дети поют: первый раз без сопровождения, второй – с подыгрываемой мелодией, третий – с аккомпанементом.
На последующих занятиях, как правило, дети узнают песню уже после первого проигрывания, активно подпевают. Если не все малыши справляются с пением, то следует пропеть всю песню без аккомпанемента, поучить её с голоса. Можно предложить одному или нескольким детям спеть с аккомпанементом. Параллельно повторяются ранее разученные песни. На одном музыкальном занятии могут звучать две-три песенки, если они хорошо знакомы детям.
Песни на детских утренниках
Сколько песен малыши должны исполнять на утреннике?
Петь или подпевать одну праздничную песню на каждом утреннике. Демонстрировать родителям все песни, выученные на музыкальных занятиях, не следует. Детский утренник длится 20 – 25 минут, и нельзя отнимать время от игры, яркого выступления персонажа, сюрпризов, т. е. того, что, собственно, и составляет праздник для детей двух-трёх лет.
Когда петь на утренниках?
Лучшее время – начало праздника. Дети рассмотрели оформление зала. Настроение хорошее, дыхание спокойное – можно начать праздник песней. Если в праздничной игре есть песня, малыши исполняют её во время игры.
Где стоят дети во время пения?
Нередко малыши начинают петь, стоя спиной к музыкальному руководителю, вдали от фортепиано. Естественно, качество исполнения будет ниже, чем на музыкальных занятиях. Даже опытный оперный певец видит дирижёра оркестра, а выступая с фортепианным сопровождением, стоит рядом с инструментом. Профессиональный хор тоже не поворачивается спиной к аккомпаниатору и дирижёру. И наши малыши должны петь или подпевать, стоя или сидя у фортепиано.
Оценка результатов
Чтобы оценить результаты работы, в конце года музыкальный руководитель выбирает одну-две песни, наиболее любимые детьми данной группы. Слушает пение малышей не только на фронтальном занятии (здесь результаты будут выше, но и индивидуально, предлагая ребёнку:
- спеть песню с музыкальным сопровождением при поддержке музыкального руководителя;
- спеть песню с музыкальным сопровождением, но без поддержки музыкального руководителя;
- спеть самостоятельно, без аккомпанемента и помощи взрослого.
Оценивая результат, учитывает следующие факторы: точность интонирования мелодии; поёт ребёнок всю песню или отдельные фразы; поёт в унисон со взрослым или вторит ему; поёт ритмично или нет; какая у ребёнка дикция.
Если большинство детей группы могут спеть предложенные им песни с поддержкой музыкального руководителя и музыкальным сопровождением чисто, ритмично и в унисон, а некоторые дети споют их и без поддержки музыкального руководителя, значит, мы работали успешно.