Папки-передвижки

Малыш и музыка. Музыкальное образование детей раннего возраста

Екатерина Денисова
Малыш и музыка. Музыкальное образование детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время идея «раннего развития» получила широкое распространение. Но очень часто, в современных методиках «раннего развития» происходит подмена понятий: «развития» на «обучение». Многие родители, мечтая о наилучшем будущем для своего малыша, стремятся, как можно раньше обучить ребенка чтению, письму, иностранному языку. В результате у многих детей уже в раннем возрасте происходит переутомление, а весь «багаж знаний», который был заложен в этом возрасте, оказывается лишним. В вопросах дошкольного воспитания принцип «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» является не слишком уместным. Главным принципом, которым следует руководствоваться, является «Не навреди!»

Публикация «Малыш и музыка, Музыкальное образование детей раннего возраста» размещена в разделах

Безусловно, необходимо заниматься развитием ребенка. И начинать развивающие занятия нужно как можно раньше, ведь, действительно, для развития многих способностей «после трех «уже поздно. Но подходить к выбору методик и программ для малыша надо осознанно. Например, откладывая занятия по физическому воспитанию, развитию речи, сенсомоторному развитию, или по развитию музыкального слуха у ребенка, можно не только пропустить наиболее сенситивный период, но и спровоцировать задержку развития этой способности. А, отложив на «после трех» обучение малыша чтению или иностранному языку, возможно избежать переутомления ребенка и перегрузки его той информацией, которая (меньшими усилиями) может быть заложена в срок.

Кроме очевидного развития музыкальности раннее общение с музыкой имеет и другие побочные эффекты. Это и общее психическое развитие, личностное, физическое и когнитивное развитие. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания.

Восприятие музыки это активная деятельность, а не пассивное слушание, как полагают многие родители. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Первое, на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, в песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Попробуйте одно и тоже выражение или слово произнести с разной интонацией, и вы заметите, что малыш по-разному реагирует на одинаковые слова.

Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными Являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости. А вот для ребенка 3-го года жизни интонации музыки недостаточно. Ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Хорошо, если бы ребенок имел доступ к разным музыкальным инструментам : духовым (дудочка, свирель, ударно-клавишным (детское пианино, металлофон, ксилофон, ударным (бубен, барабан, струнным (балалайка). Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов, тем самым развивая музыкальный слух. Кроме того, родителям не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда. Не стоит ограничивать звукотворческую деятельность ребенка только потому, что взрослые не переносят громких звуков.

Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша. Ведь все новое привлекает детей, и если это новое станет таким прекрасным, как музыка, то оно привлечет ребенка и станет частью его духовной жизни в будущем.

Начав заниматься с детьми раннего возраста, я столкнулась с проблемой, что взять готовые материалы для занятий с самыми маленькими, в общем-то негде, методик и поурочных планов почти нет. Существующие программы не охватывают все виды музыкальной деятельности. Это либо только игры, либо только музыкально-ритмические упражнения. А мне хотелось бы разнообразить музыкальные занятия для малышей. Поэтому в свое планирование я включила и пение, и слушание музыки, и игру на музыкальных инструментах, и музыкально-ритмические движения, и пальчиковые игры, игры с пением, хороводные и подвижные игры.

Так как на эти занятия дети приходили вместе с мамами, то участие родителей являлось неотъемлемой частью образовательной деятельности. Малыши 2-3-х летнего возраста очень впечатлительны и у них сильно развита подражательность, а мама для малыша – образец для подражания. И, если что-то делает мама, то и малыш, в конце концов, повторит за ней. Вместе с этим проходит процесс обучения и самой мамы. Ведь не секрет, что современные родители просто не знают, во что можно играть с своим ребенком, с помощью чего можно развить его музыкальные способности, а, главное, зачем это нужно малышу.

Ребенок раннего возраста отличается недостаточной уравновешенностью нервных процессов, поэтому он быстро утомляем. Необходимо часто менять виды деятельности во время занятия, использовать сюрпризные моменты и задействовать все анализаторы детей. Преобладание процесса возбуждения над торможением в этом возрасте приводит к тому, что ребенок не может находиться долгое время без дела, поэтому на занятии не может быть незаполненного времени. Одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью.

Движение должно всегда сочетаться с музыкой, например, в танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности. Улучшается его общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память. Формируются навыки вербального и невербального общения. Ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а, также зрительные слуховые, тактильные способности к восприятию.

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет и еще особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря воздействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

· Речь

· Распознавание букв, слов, элементов целого

· Осознаваемые движения, комбинации движений

· Запоминание слов и фраз

· Логическое мышление

· Музыка, ритм, шумы, интонации и ритм речи

· Зрительное восприятие предмета в целом

· Автоматизированные движения

· Запоминание музыки, картин, запахов

· Интуиция

В конце прошлого века ученые установили. Что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игра на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Музыкальны занятия являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малыш и музыка. Музыкальное образование детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 21:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малыш и музыка. Музыкальное образование детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Денисова (УИ 139507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД