Людмила Тайбарей
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Уточнить представление детей о жилище ненцев- чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.
2. Познакомить с этапами установки чума.
3. Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя”, хан, у, ты, нюк, лакомбой)
4. Воспитывать уважение к людям, живущим в тундре.
Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.
Публикация «Открытое занятие по патриотическому воспитанию „Что нам стоит чум построить?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
I. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! (ответное приветствие от детей). А вы умеете здороваться по- ненецки? (ответы детей) Послушайте! Ань торова! (Дети здороваются на ненецком языке)
-Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями)
-Ребята, отгадайте загадку:
В доме есть одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла-
Ни единого угла!
-Что это такое? (ответы) А как вы догадались? Что такое чум? (ответы детей)
Чум- это жилище (дом) ненцев.
-Как вы думаете, чум ставят или строят? (предположения детей).
-А давайте я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.
-Оленеводы живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма. И оленеводам приходится кочевать- ходить за оленьим стадом. И поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.
-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово. (дети повторяют)
-Установкой чума занимаются женщины. В этой трудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает)
Прежде всего женщины- ненки выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой.
Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал? (дети щупают, определяют из чего сделано) Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.
-Как вы думаете, для чего печка в чуме? (ответы детей) Совершенно верно, печь нужна для тепла, для приготовления пищи, чтобы сушить одежду.
-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего доски (ответы) Это пол в чуме!
-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут красивые подушечки. Затем ставят стол.
-Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол? (ответы детей) Конечно же на низких! Стульев в чуме нет, когда кушают, сидят на скамеечках или на мягких оленьих шкурах.
-Посмотрите, как интересно: в тундре стоит печка, доски - пол есть, постель, стол. Помогайте мне, чего еще нет в нашем чуме? (ответы детей) Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме!
-Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста. Шест по-ненецки «у». Сверху эти два шеста связывают. Представляете, у ненцев есть загадка про эти шесты: «Два друга сто друзей держат?»
-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные шесты и, этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный. (Воспитатель вызывает двоих детей для установки шестов)
-Когда все шесты установлены, женщины начинают натягивать «нюк»- это покрытие чума. Зимний нюк сшивают из больших оленьих шкур, а летний- из прочной ткани- брезента. Затем нюк опутывают для прочности веревками.
-Посмотрите, ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете, зачем оно? (ответы детей) Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое еще отверстие есть в чуме? (дверь)
-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает? (ответы детей) Верно, круг. Вставайте в круг, хоровод. Беремся за руки.
Физминутка- игра:
Чум, чум, круглый дом.
Побывайте в чуме том!
Гости явятся едва-
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
II. Самостоятельная деятельность детей за столами.
-Я предлагаю вам сделать стойбище- это рядом стоящие чума, а около них пасутся олени. Посмотрите на картину, на ней изображено стойбище.
-Олень по-ненецки «ты». Повторите (дети запоминают слово).
(Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя)
-Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!
III. Итоги.
-Проходите, садитесь на свои стульчики.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома? (ответы детей) Чум ставят или строят? (ответы детей) Почему ставят?
-Что интересного вам запомнилось?
-Сегодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим.
-Прощаться с вами и с гостями тоже будем по-ненецки: «Лакомбой!»