Мария Соколова
Конспект занятия по краеведению «Маленькие экскурсоводы об истории Нижегородского кремля»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие экскурсоводы рассказывают про Нижегородский кремль
Ход мероприятия:
Предварительная работа: индивидуальные беседы с родителями воспитанников на тему «Как помочь ребенку рассказать об истории Кремля»; подборка стихотворений нижегородцев о Нижегородском кремле; изготовление дидактической игры «Нижегородский кремль. Создайте сами»; беседы с детьми в группе об истории города, просмотр презентаций «Красота города на Стрелке. Башни Нижегородского кремля», разработка маршрута экскурсионной прогулки, домашнее задание – приготовить поговорки и пословицы о дружбе.
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Маленькие экскурсоводы об истории Нижегородского кремля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нижегородский кремль
- Темочки
Ход мероприятия:
Участники экскурсионной прогулки собираются у стелы Георгия Победоносца на территории Нижегородского кремля
Воспитатель приветствует собравшихся Коротко воспитатель оговаривает правила поведения в Кремле и условия предстоящей прогулки, останавливаясь на нравственных нормах поведения и общения. (Никто не перебивает говорящего, не нарушает маршрута прогулки, дети не покидают родителей)
Вступительная часть.
Воспитатель обращает внимание детей и родителей на стелу и спрашивает, что же видят дети, спрашивает, кто такие предки и похожа ли была их жизнь на нашу.
Дети стоят полукругом так, чтобы видно было стелу Георгия Победоносца.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Рассказ Насти о своем генеалогическом дереве «Все мои ближайшие предки – нижегородцы».
Родители рассказывают о предметах быта, которые резко отличают современный век от столетий второго тысячелетия, чтобы наглядно показать детям, как движется история.
Воспитатель предлагает вопрос родителям: «Наш город называется Нижний Новгород. Если следовать правилам словообразования в русском языке, то как должны называться жители нашего города? (Нижненовгородцы)
Родители высказывают свои предположения.
Воспитатель благодарит за интересный рассказ и предлагает пройти к Дмитровской башне.
Ваня вместе с мамой рассказывает о Дмитровской башне: «Каждая из башен кремля названа в честь знаменитых людей. Давным-давно, 600 лет назад, жил великий князь Дмитрий. Князьями были самые умные и богатые люди. Они заботились о жизни всех людей города. Башня была поначалу устроена так, чтобы защищать город от неприятелей. На ней находилось мощное по тем временам оружие. Это были ПИЩАЛИ, из них стреляли ядрами, каждое весило около 1 кг. На башне и днем и ночью находились древнерусские воины. Если мы встанем спиной к площади Минина, то увидим на Дмитровской башне изображение основателя города. Основателем нашего города был ГЕОРГИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ».
Воспитатель благодарит Ваню и его маму за содержательный рассказ и предлагает пройти по мостовой вдоль Арсенала и во время движения по булыжному покрытию порассуждать, зачем же в давние времена люди мостили дорогу булыжниками?
Все подходят к Пороховой башне
Дети высказывают свои предположения, воспитатель хвалит каждого ребенка за его рассуждение.
Ваня рассказывает о Пороховой башне: «Пороховая башня названа так потому, что в ней хранили порох, оружие, одежду воинов, другие боеприпасы, а так же запас еды на случай осады города. Башня охранялась стражниками-часовыми, ведь никто не должен был проникнуть в башню ни днем, ни ночью. Это была очень ответственная и важная работа».
Дети высказывают свои предположения, воспитатель хвалит каждого ребенка за его рассуждение.
Воспитатель предлагает детям задать этот вопрос своим родителям. Под гул рассуждений все продвигаются к Пороховой башне кремля через ворота.
Ваня рассказывает о Пороховой башне: «Пороховая башня названа так потому, что в ней хранили порох, оружие, одежду воинов, другие боеприпасы, а так же запас еды на случай осады города. Это была очень ответственная и важная работа».
После рассказа о Пороховой башне воспитатель загадывает детям загадку:
Стоят три старушки,
Вздохнут они, да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушка)
Дети не только дают ответ, но и объясняют содержание загадки.
Вопрос родителям: на что был похож пистолет «Рука смерти», если рассуждать логически? (У этого пистолета было пять выходных стволов, как пять пальцев у руки)
Затем вся группа продвигается к Георгиевской башне, к Чкаловской лестнице.
Дети рассуждают на заданную тему, затем читают стихи нижегородских поэтов.
Стихотворение рассказывает Руф:
***
Влажным ветром пахнуло немного, легким дымом, травою сырой…
Наташа рассказывает стихотворение
***
Поседевшие Дятловы горы…
Родители отвечают на вопрос: «Какое еще «птичье» имя связано с Дятловыми горами? (Скворец)
Воспитатель отмечает хорошее чтение стихов и приглашает пройти к Кладовой башне кремля.
Воспитатель предлагает подумать, почему башня называется кладовой – потому ли, что там был найден клад, или потому, что там что-то клали, складывали.
Историю о Кладовой башне рассказывает Дима: «В Кладовой башне хранилась важная кладь. Там хранили оружие, принадлежащее городу, боевые припасы – ядра, пушечные припасы. Строителей тогда называли каменщиками. Там же хранились городские документы».
Все останавливаются у Никольской башни и родители отвнчают на загадку.
У Никольской башни воспитатель предлагает детям понаблюдать, чем эта башня отличается от тех, какие дети уже видели.
О Никольской башне рассказывает Никита: «Никольская башня имеет квадратную форму. Когда-то давно к воротам подходил подъемный мост. Если мы внимательно рассмотрим башню, то увидим на ней щели. В этих щелях двигались подъемные рычаги, они поднимали мост. Ворота в древней башне были не одни, их было трое. На башне находились вооруженные воины, они вели постоянный обстрел. Попасть в город через Никольскую башню было очень трудно, почти невозможно».
Родители вместе с детьми осматривают внутреннее устройство башни, трое ворот, рассказывают детям, как они работали, и кто приводил их в действие.
Воспитатель благодарит рассказчика и предлагает двигаться дальше, к Коромысловой башне. У башни воспитатель загадывает детям загадку:
Трудно нести воду с колодца,
Ведра тяжелые,
А хозяйка смеется.
Воду несет – руки свободны.
Плечи несут полнехоньки ведра.
Этот предмет с загадочным смыслом.
Есть два крючка у (коромысла)
Дети отвечают на загадку, объясняя ее смысл.
Легенду о Коромысловой башне рассказывает Маша: «Коромыслова башня – это круглая башня. Она расположена на повороте кремля. До нас через всю историю дошло несколько преданий об этой башне. Предание – это история, которую сохраняли в своей памяти несколько поколений людей и передавали их своим детям и внукам. Недалеко от башни протекала речка Почайна. Как-то на реку шла молодая женщина с коромыслом на плечах за водой. К городу подступали враги – татарские воины. Женщина не испугалась и насмерть уложила их при помощи своего коромысла. И сказали татары: «Если женщины так храбры в этом городе, то каковы же должны быть мужчины?» - и отступили».
Воспитатель благодарит рассказчиков и предлагает всем прогуляться до Тайницкой башни.
Детям предлагается подумать о происхождении слова «тайницкая».
Дети рассуждают над вопросом, дают ответы. Об истории Тайницкой башни рассказывает Таня: «Давным-давно под этой башней протекала речка. Ее называли Почайна. Сейчас мы не видим этой реки, она протекает в трубах глубоко под землей. Но в нашем городе есть Почаинская улица и Почаинский овраг. Раньше в этом овраге был завод, где изготовляли порох. Порох в древности называли «зельем». Если мы с вами посмотрим вниз, то увидим дорогу ведущую вниз. Это Зеленский съезд».
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает подумать, почему эту загадку он загадывает именно около Тайницкой башни:
Где встречается такое,
Что земля над головою?
(Подземный ход)
Родителям предлагается вспомнить, как назывался предмет, заменяющий современный электрический утюг? (Рубель)
Воспитатель хвалит тех, кто рассуждал над загадкой особенно активно и приглашает пройти к Северной башне.
О Северной башне рассказывает Ариша вместе с мамой: «На месте Северной башни кремль образует прямой угол. Поэтому раньше башню называли Наугольной, то есть стоящей на углу. Об этой башне из истории дошло до нас предание. Напомним, что предание – это история, чем-то похожая на сказку и на правду одновременно. Это не совсем выдумка и не совсем правда. Жил в те давние времена нижегородский воевода Хабар Симский. У него было много пушек и пороха. Но не было хороших артиллеристов. Артиллеристы – это воины, которые умеют метко стрелять. А в те времена в Северной башне томились пленники. Воевода не только отпустил стрельцов из плена, но и наградил их».
Воспитатель обращает внимание, что до следующей башни рукой подать. Просит детей ответить на вопрос: что значит «рукой подать?»
Дети рассуждают над заданным вопросом. Историю о Часовой башне рассказывает Алеша: «Часовая башня не совсем обычная. Она как бы спрятана в углу кремлевской стены. Как только поднималось рассветное солнышко над Нижним, просыпался часовой, поднимался на башню, осматривал город. Часовой был важным человеком, потому что в городе было тогда всего двое часов – в кремле и на Спассо-Преображенском соборе. Жил часовой рядом с башней. У часов был красивый звучный бой».
Воспитатель предлагает родителям и детям собраться в круг, взяться за руки и поиграть в игру «Дружить так дружить» : родители и дети проговаривают пословицы и поговорки о дружбе. Выигрывает тот, кто скажет свою поговорку последним.
Воспитатель обращает внимание детей и родителей на вид, открывающийся на город от Северной башни, спрашивает детей, что значат слова «полюбоваться городом».
Дети рассуждают.
Воспитатель объясняет детям, что если все сейчас зайдут через ворота за Северной башней внутрь кремля, то всех ожидает приятный сюрприз.
Детям и родителям предлагается дидактическая игра «Собери кремль»
На свободной поляне все коллективно выкладывают Нижегородский кремль, заполняя его жителями и характерными предметами быта. (Дид. игра выполнена в виде плоскостного конструктора из стен, разборных башен, фигурок людей и предметов быта древнего кремля.)
Дети и родители, помогая друг другу, успешно выстраивают на траве нижегородский кремль и любуются собственным творением.
Воспитатель обращает внимание детей, что сегодня они увидели не все башни Нижегородского кремля, называет оставшиеся башни, показывает, где они находятся.
Воспитатель сообщает, что дружная экскурсия подошла к концу, спрашивает детей и родителей, что им запомнилось больше всего, еще раз благодарит маленьких экскурсоводов за интересные рассказы и желает удачног