Тамара Комарова
Проект «Маленькие истории в моей большой семье»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. ВВЕДЕНИЕ
Полное название проекта : «Маленькие истории в моей большой семье»
Автор проекта : воспитатель высшей квалификационной категории Комарова Тамара Ивановна.
1.1 Актуальность темы.
Народ — это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом — плечом к плечу — и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа — в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т. д.) начинается с любви в семье, поскольку семья — это единственное место, где человек проходит школу любви.
Публикация «Проект „Маленькие истории в моей большой семье“» размещена в разделах
Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее.
Часто приходится слышать от старших: "Что ты сравниваешь, тогда жизнь была другая". Она, наверное, всегда была другая - ведь все меняется с каждым годом, месяцем и даже днем. Вот только ускорение всё больше, задачи сложнее, условия жестче. И хотелось бы в таком жизненном темпе оставаться человеком, дарить тепло и получать его в ответ, жить в ладу с самим собой и близкими.
Скомпенсировать натиск современного образа жизни, характерный высокой активностью, большими объемами информации, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, способна только семья. Семья - опора, семья - тепло и комфорт, семья - любовь и забота.
Чтобы лучше изучить традиции и уклады семей каждого ребенка моей группы и был задуман данный проект. Мир каждой семьи удивителен. Порой сами родители не знают своих потенциалов в общении со своими детьми. Ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, которая интересна всем членам семьи. А что может быть интересней, чем история своей семьи до седьмого колена? В этом проекте я и попыталась приоткрыть некоторые «семейные истории» наших детишек.
1.2 Проблема.
Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. В наше время теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи.
1. 3 Гипотеза: Семья – сложная система отношений, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью многие исследователи рассматривают не просто как брачную группу, но как социальный институт. Семья - это то место, где ребёнок начинает свою социализацию. От того какую основу заложит семья, насколько крепкими будут связи между всеми членами этой малой группы, настолько легче будет в дальнейшем ребёнку адаптироваться в обществе. Недаром говорят: семья - ячейка общества. Каждая семья вносит свой вклад в развитие общества и страны. Необходимо чтобы дети через историю своей семьи знали историю своей страны, берегли традиции и реликвии своей семьи и строили свои семьи, используя только положительный опыт старших поколений своей семьи.
Создание общей семейной работы «Генеалогическое древо семьи» позволит сблизиться членам семьи, представиться возможность узнать (или вспомнить) историю, традиции и реликвии своей семьи.
1.4 Условиями реализации проекта являются : создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта, совместное участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, подбор наиболее эффективных методов и приемов для исследовательской и продуктивной деятельности взрослых и детей, использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в режимных моментах.
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 июня 2014 – 1 ноября 2014 гг).
Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта : дети старшей группы – 24 человека; воспитатель группы; работники детского сада; родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
1.5 Цель проекта - расширение и конкретизация представлений детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях.
Задачи проекта :
Задачи для педагога:
- направлять внимание родителей на нравственный аспект воспитания;
- установить эмоциональный контакт между родителями и детьми и воспитателем;
- формировать у детей представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои;
- развивать познавательно-поисковую активность детей;
- разработать методические рекомендации по воспитанию у детей чувства любви и уважения к своей семье;
Задачи для воспитанников:
- уточнить знания о своих родственниках, родственных связях и членах семьи;
повысить уровень дружеских взаимоотношений, доброжелательность, уважение друг к другу и ко взрослым, умение сопереживать, оказывать помощь;
- приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- развивать интегративное качество «Имеющий первичное представление о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе».
Задачи для родителей:
- Привлечь родителей к совместной с ребенком деятельности, способствуя развитию его личностных качеств, умению понять другого, откликнуться на просьбы;
- Создание генеалогического древа семьи.
1.6 Ожидаемые результаты по проекту :
для детей – сформированы представления о членах своей семьи, об истории своей семьи и интереса к историческим фактам.
для педагогов – сбор и систематизация материала по теме проекта.
для родителей - интерес к образовательному процессу в ДОУ, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы и детского сада, установление более тесной связи в каждой семье.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ:
1. Подготовительный /Организационный Анализ ситуации, формулировка проблемы, изучение темы, прогнозирование результатов/продукта.
Нацеливание на конструктивное взаимодействие с ребенком и оказание ему необходимой помощи. Входят в проблему. Входят в проблему. Июнь 2014 г.
2. Планирование Введение детей в игровую ситуацию, обсуждение проблемы, формулирование задач, помощь в планировании деятельности.
Изучение методической литературы по выбранной теме, подбор
диагностического обеспечения, написание
перспективного планирования. Вживание в ситуацию, принятие задач, планирование деятельности, распределение обязанностей, объединение в рабочие группы Июнь 2014 г.
3. Деятельностный /Продуктивный Организация деятельности, помощь (по необходимости, поэтапная оценка, мониторинг.
Проведение непосредственно-образовательной деятельности, чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, рассматривание картин, составление рассказов, рисунки, обсуждение ситуаций. Проведение консультаций для воспитателей и родителей. Поиск решения задачи. Участие в непосредственно-образовательной деятельности, чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, рассматривание картин, составление рассказов, рисунки, обсуждение ситуаций. Участие в совместной деятельности «Участие в сборе экспонатов для мини-музея»; родительском собрании; составление вместе с детьми рассказов о своей семье, рисунки членов семьи.
Помощь в создание презентации. Июль, август, сентябрь 2014.
4. Завершающий Презентация продукта и рефлексия:
НОД «Семейное древо»,«Птица семейного счастья», «Моя семья» Участие в непосредственно - образовательной деятельности. Рефлексия. Презентация своей семьи (Генеалогическое древо семьи» Октябрь 2014.
2.2 Взаимосвязь участников проекта :
2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
2.4 Интеграция образовательных областей.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
1 этап подготовительный:
- Выбор темы проекта;
- информация о начале работы по данной теме;
- нацеливание на конструктивное взаимодействие с ребёнком и оказание ему необходимой помощи.
2 этап планирование проекта :
- изучение методической литературы по выбранной теме;
- диагностическое обследование;
- планирование работы по реализации проекта.
3 этап деятельностный:
Работа с детьми:
• Беседы с детьми темы: «Имя придумали мама и папа, а отчество мне досталось от папы», «Где на древе я?», «Семейные традиции», «Моя семья», «В гости к бабушке», «Дорогая вещь», «Как я получила свое имя»,
• Составление рассказа из личного опыта «Интересные события прошедшего лета», «Мое имя», «Семейные традиции», «Моя родословная», «Много у бабушки с нами забот».
• Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен на семейную тему
• Подбор пальчиковых игр
• Рассматривание альбома «Семейные реликвии»
• Рассматривание фотографий «Семейные традиции»
• Рассматривание «Семейного дерева»
• Продуктивная деятельность аппликация «Птица счастья».
• НОД «Что в имени тебе моём".
Игровые приемы:
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
• Дидактические игры: «Назови ласково». Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственнику», «Если папу зовут, то отчество сына будет…».
• Игровая деятельность «Мое любимое занятие дома»,
Работа с педагогами
Взаимодействие со специалистами
Работа с родителями:
Анкетирование родителей
Консультации для родителей
Беседы с родителями: «История моей семьи», «Ваши взаимоотношения в семье», «Как вы относитесь к своим родителям, так и дети будут относиться к вам
Родительское собрание
Непосредственное участие родителей в жизни группы
Итоги работы с родителями: Мой анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволил добиться устойчивых положительных результатов и способствовал активному участию родителей в деятельности моей группы. Активность родителей повысилась и во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система моей работы в данном направлении способствует объединению педагога, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса и повышению нравственного воспитания детей.
4 этап заключительный.
Итоговая НОД
«Птица семейного счастья», «Семейное древо», «Моя семья», «В гости к дедушке Фольклору»;
Выставка рисунков, рассказов на тему «Моя Семья», презентация семей воспитанников.
• Итоговая диагностика.
По итогам работы над проектом мною сформулированы следующие выводы:
Установились более тесные взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности и в ходе организации и проведении совместного мероприятия;
Каждая семья проявила свою индивидуальность;
Создана предметно-познавательная зона в виде уголка семейного воспитания для родителей и детей.
Продукты реализации проекта :
Создан альбом «Мини-музей», который включает в себя два раздела: «Семейные реликвии» и «Семейные традиции»;
Составлены генеалогические древа «Семейное дерево»;
Изготовлены подарки для родственников: семейный оберег «Птица счастья».