Валентина Штогрина
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Как известно от Кремля начинается Москва…»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «Как известно от Кремля начинается Москва…»
Цель:
Закреплять и расширять знания о достопримечательностях Москвы.
Задачи:
Образовательные
1. Расширять представления детей о столице нашей Родины – Москве.
2. Познакомить с историей создания Кремля.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе „Как известно от Кремля начинается Москва…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Московская область, город Москва
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
Развивающие
1. Расширять словарный запас детей через словообразование.
2. Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
3. Развивать память, мышление, наблюдательность у детей.
Воспитательные
1. Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
2. Воспитывать чувство гордости за родной город.
Словарная работа: Спасская башня, куранты.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о Москве,
ее достопримечательностях, чтение художественной литературы,
слушание музыкальных произведений о Москве,
настольно – печатные и дидактические игры, прогулки по городу с родителями.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, поощрение,
проблемные вопросы к детям, указания, рассказ воспитателя, обследование
предметов.
Материалы и оборудование: Проектор; компьютер; магнитофон; сундук с камнем, кирпичом и бревном; часы разных видов (механические, песочные, кварцевые, солнечные, водные); картины Кремля в разное время постройки (деревянный, белокаменный и кирпичный);разрезные картинки с видом на Красную площадь; видео презентация с фрагментами мультипликационного фильма «Три Богатыря»; музыкальное произведение.
Ход занятия:
I. Мотивация деятельности.
В-ль: Ребята, посмотрите к нам гости едут!
Слайд
Богатыри: Здравствуйте! Мы приехали к вам из славного города Киева. Ехали очень долго по поручению великого мудреца киевского. Подскажите, куда мы попали? Как ваш великий город называется?
(ответы детей.)
В- ль: - А как называют жителей Москвы? (Москвичи)
В-ль: - А вы знаете что Москва – столица нашей родины?
(Ответы детей)
Слайд
Богатыри: - Это значит, верно мы приехали! А подскажите какое место можно назвать сердцем Москвы?
(Красную площадь или Кремль)
Слайд
Илья Муромец: Какие вы молодцы, все знаете! Велел нам мудрец найти детей, которые загадки отгадывать умеют. Значит мы правильно сделали что к вам заехали! Вот вам сундук от нашего мудреца. Он сказал что здесь спрятана тайна крепости которая стоит на Красной площади.
(Илья Муромец отдает нам сундук, в котором лежат деревянные бруски, белый камень и красный кирпич.)
II. Познавательно-исследовательская деятельность
В-ль: Ребята как вы думаете, про какую крепость на Красной площади говорил Илья Муромец?
(Ответы детей)
В- ль: - Почему именно эти предметы оказались в сундуке?
( Варианты ответов: - из красного кирпича построен Кремль.)
В- ль: - Тогда зачем здесь лежат другие предметы?
(Если дети затрудняются ответить, предлагаю подсказку.)
Слайд
В- ль: - посмотрите внимательно на эти изображения и скажите :
- Какие из них имеют отношение к Московскому Кремлю?
(Слайды старой Москвы и старинных замков – 5 иллюстраций. В процессе ответов детей ненужные иллюстрации исчезают и остается 3 слайда с деревянным Кремлем, белокаменным Кремлем и Кремлем из красного кирпича)
В- ль: - Почему вы выбрали именно эти изображения?
(Ответы детей – Кремль раньше был деревянный, из белого камня и из красного кирпича)
В- ль: - Ребята, как вы думаете, из чего построили Кремль сначала? (из дерева)
- Значит Кремль был какой? (Деревянный)
Слайд
(«Московский Кремль при Иване Калите» А. Васнецов.)
В- ль: - А почему москвичи решили перестроить деревянный Кремль?
( Ответы детей: потому что дерево портится от воды и может сгореть)
В- ль: - Хорошо, молодцы. Из чего же построили Кремль потом?
( Ответ: Его построили из белого камня)
В- ль: - А если кремль из белого камня, то как его еще можно назвать? Он какой? (Белокаменный)
Слайд
(«Кремль при Дмитрии Донском» А. Васнецов)
В- ль: - Белокаменный Кремль простоял 100 лет. Почему москвичи решили перестроить такую красоту?
(Ответы детей)
В- ль: - И вот тогда Кремль решили отремонтировать. Что использовали при ремонте?
( Ответы: красный кирпич)
- Если Кремль из кирпича. Он какой?
(кирпичный)
Слайд
(«Кремль при Иване III» А. Васнецов)
В-ль: - Именно таким мы видим наш Кремль и сейчас.
Слайд
(Выставляю на мольберт фото современного Кремля)
Слайд
Илья Муромец: - Молодцы, дети. Вы отгадали тайну сундука. Поэтому я хочу подарить вам вот этот предмет.
(Дети получают первую часть головоломки.)
Слайд
Добрыня Никитич: - Замечательно. А у меня есть таинственный свиток от мудреца. Никак не могу понять, что здесь не так.
(Передает свиток детям. На свитке Спасская башня, но вместо курантов у нее песочные часы)
В-ль: - Ребята, здесь какая-то ошибка. Вы можете ее найти?
(Ответы детей.)
В-ль: Ну конечно, все верно, здесь на башне песочные часы. Древний мудрец не знает, как выглядят часы в наше время.
В- ль: - Подойдите сюда.
III. Экспериментальная деятельность.
- У нас здесь стоят разные часы. Мы их рассмотрим и найдем те, которые нужно показать мудрецу!
(На столе стоят макеты солнечных часов, водяных часов, песочных часов, механических, электронных и наручных)
В- ль: - Вот макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. (Демонстрация солнечных часов с помощью фонарика)
- Как вы думаете, удобны такие часы?
(Нет, к ним нужно бегать и смотреть)
- А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду?
(Солнца не будет, и тень не будет падать)
- Подходят нам такие часы?
(Нет)
- Думал человек, думал и придумал водяные часы.
- В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду.
(Демонстрация водяных часов. Наливаем воду в сосуд)
- Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше.
- Как вы думаете, удобны были эти часы?
(нет, потому что постоянно приходилось доливать воду).
-Подходят нам эти часы?
(Нет)
- Да, такими часами люди недолго пользовались, а изобрели песочные часы.
(Демонстрация песочных часов)
- Вы знакомы уже с песочными часами. Скажите, удобны ли они в использовании?
- Почему?
(потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).
- Где сейчас применяют песочные часы?
(в бассейне, в поликлинике, в школе при проведении опытов, в детском саду)
- Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом.
(Демонстрация механических часов с прозрачным корпусом)
- Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но не всем были удобны такие часы. Почему?
(Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час.)
- И какие часы тогда придумали люди?
(Которые носят на руке, их можно везде брать с собой.)
- А такие часы нам подходят?
(Нет, они маленькие)
В-ль: - Ребята, как вы думаете, какие часы должны быть на башне Кремля?
(Большие, со стрелками)
- Как называются эти часы?
(Куранты)
- Вы знаете как называется башня на которой находятся куранты?
(Спасская башня)
Слайд
В-ль : - А вы хотите послушать как звучат куранты? Тогда нужно присесть на ковер.
- А теперь закройте глазки и послушаем как бьют куранты на Спасской башне Кремля!
(Раздается звук молотка.)
-Это похоже на бой курантов? (Нет)
(Слушаем след. Звук – Скрип снега)
- А этот звук похож на бой курантов? (Нет)
(Слушаем бой курантов)
(Дети узнают звук боя курантов)
Слайд
Добрыня Никитич: - Отлично, ребята! И эту загадку вы разгадали. Ну что ж за работу и награда будет! Держите от меня подарок!
(Передает вторую часть головоломки)
Слайд
Подвижная игра.
Конь Юлий: - Ну, здравствуйте вам! Не надоело ли вам умные разговоры разговаривать. Может научите нас какой-нибудь русской народной игре?
В-ль: - А что, ребята, научим Юлия нашей игре?
(Проводится игра «Золотые ворота»)
Слайд
Конь Юлий: - Замечательная игра! Я думаю, вы заслужили подарок и от меня тоже.
(Передает 3-ю часть головоломки)
IV. Самостоятельная деятельность.
Слайд
Алеша Попович: - Приветствую вас, ребята! У мудреца оказались части картины. Я, честно признаться, не понял откуда они.
(Передает детали иллюстрации Красной площади)
- Ну что, ребята? Поможем Алеше? Подскажем ему откуда эти части?
(Дети прикладывают части к картине)
Слайд
Алеша Попович: - Надо же, детки. Какие вы все умные-разумные. Заслужили вы от меня подарок тоже.
(Передает ребятам 4-ю часть головоломки)
В-ль: - Ребята, я думаю мы можем собрать с вами все детали головоломки.
(Ответы детей – иллюстрация Спасской башни).
- А вы можете описать Спасскую башню… Она какая?
- Кремль какой?
- Москва какая?
Слайд
Богатыри: - Молодцы, ребята, вы ответили правильно на все вопросы мудреца.
V. Подведение итогов.
В-ль: - Ну что ж, дорогие мои. Вы были сегодня большие молодцы. Скажите, что вам понравилось больше всего во время нашего приключения?
(Ответы детей)
- А сейчас нужно попрощаться с богатырями.
Слайд
Богатыри: - До свидания, ребята! До новых встреч!
(Дети прощаются. Богатыри уезжают)