Департамент труда и социальной защиты
Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Обучение особенного ребенка – непростой процесс, имеющий множество нюансов. Например, малыш может уметь без посторонней помощи собрать гигантский пазл, а самостоятельно одеться на прогулку или помыть руки – нет. А ведь это важные социально-бытовые навыки, без которых затрудняется процесс социализации. В таких случаях, как правило, родители ищут помощь у специалистов, и здесь очень важно предложить семье простые и понятные решения. Одно из них – так называемая поведенческая цепочка, которая может широко использоваться не только в домашних условиях, но и на занятиях с коррекционными педагогами. О том, в чем суть такой методики, рассказывает дефектолог Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом детей» Анна Потапкина.
Публикация «Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки» размещена в разделах
Теория маленьких шагов
Поведенческая цепочка – один из самых простых и наиболее эффективных методов обучения ребенка. С ее помощью новый навык – как социально-бытовой, так и игровой – формируется путем четких последовательных действий.
«Чтобы понять, что такое цепочка, вспомните, как вы готовите, например, суп. Вы выполняете четкую последовательность маленьких шагов: наливаете воду в кастрюлю, ставите ее на плиту, доводите воду до кипения и так далее. В конце вы получаете поощрение в виде готового вкусного супа, и это важно, потому что за свою работу мы всегда должны получать что-то хорошее», – поясняет Анна Потапкина.
Задачи должны быть выполнимыми
Когда дело касается обучения с помощью такой методики особенного ребенка, взрослому – будь то педагог или родитель – нужно сначала создать задачу и оценить возможность ее выполнения.
«Например, возьмем мытье рук. Это важный бытовой навык, но, к сожалению, не все дети могут с этим справиться без помощи взрослого. Итак, наша задача – научить ребенка мыть руки. На первом этапе оцениваем, сможет ли ребенок физически выполнить необходимые действия: открыть кран, включить воду, намылить руки и так далее. Есть ли у ребенка доступ к месту, где должно происходить действие. То есть нужно продумать каждый шаг, – объясняет дефектолог. – После этого важно продумать поощрение – условный приз, за который ребенок будет с радостью выполнять поставленные перед ним задачи. Желательно, чтобы этот приз был недоступен ребенку в повседневной жизни, так ценность поощрения будет выше».
Строго по порядку
Шаги в поведенческой цепочке, которую взрослый предлагает ребенку, должны быть всегда одинаковыми, логичными и следовать друг за другом в единственно верном порядке. В качестве шпаргалки специалисты советуют сделать небольшую таблицу, где расписаны шаги, и повесить ее там, где проходит обучение.
«В случае с мытьем рук таблица, например, выглядит как пронумерованный список: 1 – открыть дверь в ванную комнату, 2 – включить свет, 3 – включить воду, 4 – намочить руки в течение 5–10 секунд, 5 – намылить руки, 6 – смыть мыло с рук, 7 – выключить воду, 8 – вытереть руки, 9 – выключить свет, 10 – закрыть дверь в ванную комнату, – продолжает Анна Потапкина. – В конце цепочки, как я уже говорила, ребенка должен ждать приз».
Поддержим цепочку подсказками
Специалисты отмечают: освоить поведенческую цепочку ребенку могут помочь подсказки. Их немного, но они эффективны и индивидуальны.
Первая подсказка – это моделинг. Взрослый показывает ребенку действия, которые тот должен повторить.
«Подсказка работает, если присутствует навык подражания», – отмечает дефектолог.
Вторая подсказка – визуальная. Если речь идет о мытье рук, например, то над раковиной нужно разместить картинки, иллюстрирующие каждый шаг цепочки. Важно акцентировать внимание ребенка на действии, указывая на соответствующую картинку. Так формируется навык сопоставления, который и делает подсказку эффективной.
Третья и самая часто используемая подсказка – физическая помощь. Взрослый выполняет действия вместе с ребенком, рука в руке, раз за разом уменьшая степень вовлеченности.
«Мы не рекомендуем давать ребенку голосовые подсказки «Открой кран», «Возьми мыло» и так далее, поскольку есть вероятность, что ребенок может перестать что-то делать без ваших слов», – добавляет Анна Потапкина.