Елена Геннадьевна Романова
Маленькие исследователи в нашем детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Дети по своей природе исследователи. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это новое. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.
Публикация «Маленькие исследователи в нашем детском саду» размещена в разделах
В научных кругах до сих пор ведется спор по поводу ведущей деятельности ребенка. Некоторые ученые признают ведущей деятельностью игровую, другие же – экспериментльную. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Для всестороннего развития детей не так важны дорогие стационарные игрушки (хотя они, безусловно, праздник, как простые и доступные предметы (песок, вода, краски, магниты и т. д.). Главное, чтобы они были разнообразны и побуждали ребят к исследованиям.
Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им т. д. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет, не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. д. Часто взрослые бранят ребенка за сломанную игрушку, не осознавая, что это исследовательская деятельность ребенка. В старшем возрасте исследовательская деятельность дошкольника усложняется. Многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды на морозе, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности, возможность самому достичь желаемого цвета и многое другое.
Образовательный процесс в нашем МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад" реализуется на основе комплексной образовательной программы "Детство", которая в полной мере позволяет решать задачи по детскому экспериментированию. Решению этих задач также способствует образовательная микро – и макросреда, созданная в нашем детском саду.
Макросреда представлена лабораторией детского экспериментирования, где собран необходимый материал для опытов и экспериментов (воронки, колбы, свечи, тазики, мыльные пузыри, пробирки, верёвочки, коктельные трубочки, веера, спиртовка, глобус, различные схемы, модели, демонстрационный и раздаточный материал и т. д.) Эксперименты и опыты, проводимые детьми, безопасны и направлены на ознакомление детей с различными свойствами окружающих предметов и явлений, с законами природы и их применением в собственной жизнедеятельности.
Микросреда в группах представлена «Центрами науки». Для развития познавательной активности ребёнка воспитатели нашего детского сада организовали образовательную среду по детскому экспериментированию в группах, продумав место расположения «Центров науки» и их содержание в соответствии с возрастом детей. Большую помощь в оснащении «Центров науки» оказали родители наших воспитанников.
Первоначально дети учатся экспериментировать в непосредственно организованной образовательной деятельности (на занятиях, под руководством воспитателя с функциями эколога Романовой Е. Г. Дети 2х-летнего возраста занимаются в условиях группы. С 3-х лет ребята начинают посещать занятия в лаборатории детского сада, условия которой приближены к настоящей экспериментальной лаборатории. Дошкольники в белых халатах и шапочках вместе с педагогом проводят опыты и эксперименты с водой, воздухом, почвой, магнитами, песком, глиной и т. д. Большой интерес и удивление вызывают экспериментальная деятельность по темам: «Извержение вулкана», «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», «Воздух вокруг нас», «Тепло», «Свет», «Звук» и многие другие. Здесь к ним и обращаются по-особенному: «Ученый Саша, как бы вы очистили эту мутную воду?», «Ученая Настя, как вы думаете, что будет с водой на морозе?». Лаборатория является одним из любимых мест детского сада, ведь здесь таится столько загадок и открытий.
Уже многие годы у нас в саду действует кружок «Почемучка» для детей старших и подготовительных групп. Сколько радости в глазах детей, когда они идут заниматься опытнической деятельностью. На занятиях кружка дети более углубленно работают по вышеназванным темам, превышая требования программы. Им предоставляется больше самостоятельности. Живое общение при обсуждении поставленных проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту отличают занятия детей в кружке.
Детское экспериментирование взаимосвязано с разными видами детской деятельности : музыка, художественное творчество, физическая культура, познание, коммуникация, безопасность, здоровье и т. д. Здесь навыки и умения, приобретенные детьми на занятиях по экспериментированию, находят свое применение в экспериментальных исследованиях в других видах детской деятельности.
Под руководством грамотного заместителя заведующего по методической и воспитательной работе Лобачевой Т. В. работают опытные, квалифицированные педагоги, во взаимосвязи с которыми реализуются федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания, направленные на интеграцию всех образовательных областей.
Каким же образом происходит интеграция экспериментальной детской деятельности с другими направлениями развития детей?
Так, музыкальные руководители Кириллова Л. Л. и Камышова О. И. активно экспериментируют со звуками, побуждая детей пропевать высокие и низкие звуки, сравнивать их, сравнивать звуки различных музыкальных инструментов, определять их громкость и силу.
Каржиманова Н. В., старший воспитатель и по-совместительству руководитель изодеятельности, учит детей экспериментировать с цветом, смешивая несколько красок и получая тем самым необходимые оттенки. Большое поле для эксперимента представляет техника коллажа, где дети проводят эксперименты с различными материалами, подбирая наиболее подходящие для реализации своих замыслов.
Инструктор по физическому развитию Шаров А. А. также применяет в своей работе с детьми экспериментальную деятельность, предлагая измерять расстояния большими и маленькими шагами, сравнить упругость мячей при ударе об пол, определить сложность преодоления преграды в зависимости от ее ширины, высоты.
Многолетний педагогический опыт показывает, что только деятельностный подход к развитию ребенка является залогом успеха. В экспериментальной деятельности, как нельзя лучше, реализуется данный методический принцип. Знания, полученные опытническим путем, добытые ребенком самостоятельно, усваиваются прочно и надолго. Ребёнок должен слышать, видеть и делать сам.
Воспитатель с функциями эколога Романова Е. Г.