Нэля Генефико
Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни зоопарка» с применением игрового макета для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте часто возникает интерес к игре с мелкими игрушками, а соответственно и возрастает потребность в достижении нового уровня сюжетосложения в ролевой игре. Таким средством развития игровой деятельности, а также общего развития детей могут стать макеты. Макет является главным элементом предметно-развивающей среды для игры с мелкими игрушками.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Один день из жизни зоопарка“ с применением игрового макета для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Макет - это уменьшенный предметный образ пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Макет может быть игровым или использоваться в качестве дидактического пособия. Чтобы макет стал игровым, он должен содержать три основных структурных компонента:
1. Маркеры пространства для разыгрывания сюжета: это может быть небольшая плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (строения, ограждения, дорога, светофоры, и т. д.)
2.Антураж (деревья, скалы, трава и т. д.)
3.Тематические мелкие игрушки - персонажи и предметы, обозначающие события и действия в игре (машины, инструменты, фигурки людей и животных и т. д.)
Игровой макет должен быть мобильным, модифицируемым, пригодным для самостоятельной сборки детьми, удобным для хранения (например, в специальном контейнере).
Как организовать сюжетно-ролевую игру с макетом?
1. Определить, во что хотят играть дети.
2. Создать основные маркеры пространства для игры (макет).
3. Провести предварительную работу с детьми (расширение кругозора дошкольников по интересующей их тематике, презентация дополнительного материала для игры – макета, создание детьми из подручных средств недостающих деталей, персонажей, предметов).
4. Возможна совместная игра педагога с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
5. Провести беседу после игры (выделение наиболее интересного сюжета, ролевого поведения детей).
Технология создания игрового макета «Зоопарк» в группе детского сада
Игровой макет «Зоопарк» - это тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполняющий следующие сюжетообразующие функции:
1.Маркеры пространства:
- деревья, трава, кактусы, камни, ракушки, шишки, песок, небольшие куски пенопласта и т. д. (можно использовать природный и бросовый материал или изготовить недостающие элементы из пластилина и цветной бумаги);
- бассейн, вольеры, заборчики, таблички с названиями животных и другие строения, собираются из деталей конструктора «ЛЕГО» или других конструкторов;
- фотографическое изображение природного ландшафта климатической зоны обитания разных животных (ламинированные цветные фото в формате А4, цветной картон зеленого, коричневого, желтого, серого, голубого цвета;
- вывески: «Зоопарк», «Касса», «Выход», «Кафе», «Экскурсии», «Ветеринарное отделение», «Охрана»;
2.Персонажи: наборы фигурок животных и их детенышей из разных природных зон обитания, фигурки людей из конструктора «LEGO- ферма» или любых других конструкторов.
3.Предметы, помогающие производить игровые действия (придумывать сюжет и разыгрывать его одному или с партнерами):
- машины и техника специального назначения;
- рабочий инвентарь по уходу за вольерами животных (хозяйственный инвентарь из конструктора «LEGO- ферма» или других конструкторов, также можно использовать инструменты для ухода за комнатными растениями);
- продукты питания для животных (готовые игровые муляжи или природный материал, также можно изготовить из пластилина, пластиковые контейнеры для их хранения);
- игровые атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Ветеринарная клиника», «Магазин», «Кафе», «Полиция»;
- план - карта территории зоопарка (на усмотрение педагога);
- альбомы с фотографиями и интересной информацией о жизни животных разных климатических зон обитания;
- бейджи, с обозначением игровой роли ребенка.
Если в группе имеется несколько игровых макетов на разную тематику, то дети часто начинают их соединять, меняют замыслы, объединяют реальные и сказочные события. Например, соединяют в одном сюжете макет «Зоопарк» и «Парк юрского периода», «Зоопарк» и «Дом», «Зоопарк» и «Кафе»», «Зоопарк» и «Сафари - парк», «Зоопарк» и «Ветеринарная клиника», «Зоопарк» и «Экскурсионное бюро», «Зоопарк» и «Научный центр «Живая планета».
Педагог, наблюдая за развитием сюжета, может предложить детям развернуть коллективную сюжетно-ролевую игру с применением игрового макета, в которой смогут участвовать большинство ребят группы. Такие коллективные игры служат зоной ближайшего развития игровой деятельности для каждого ребенка. Они учат правильной коммуникации, развивают способности сочинять и фантазировать, комбинировать разные события, согласовывать в общем игровом сюжете индивидуальные замыслы, умению прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.
*Полный фотоотчет о проекте «Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни зоопарка» с применением игрового макета» можно посмотреть в прилагаемой презентации.