Татьяна Авдеева
Макет как игровая познавательно-развивающая среда. Макет «Парк развлечений»
Содержание
1. Введение.
2. Предметно-развивающая среда в детском саду.
3. Макет, как игровая познавательно-развивающая среда.
4. Использование макетов, как специальной игровой среды. (Цель, задачи, общая характеристика игры, предварительная работа, технология изготовления макета).
5. Заключение.
6. Использованная литература.
Введение
Публикация «Макет как игровая познавательно-развивающая среда, Макет „Парк развлечений“» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Актуальность. Исходя из научной концепции дошкольного образования как этапа общей системы образования, педагоги дошкольных учреждений в своем методическом поиске ориентируются в двух направлениях: с одной стороны, на совершенствование своего мастерства в образовательном процессе, а с другой – на реализацию своего взаимодействия с ребенком в комплексной тематической модели образовательного процесса. В детских садах, помимо традиционных методов, для интеллектуального развития ребят используют инновационные образовательные методики. Наиболее эффективной образовательной технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения детей для решения проблем познавательного развития дошкольника, является метод макетирования. Методы макетирования позволяют реализовать принципы описанные во ФГОС ДО:
- индивидуализация дошкольного образования; помощь и сотрудничество между детьми и взрослыми;
- поддержка и влечение детей в различных видах деятельности; сотрудничество с родителями.
Предметно-развивающая среда в детском саду
Детство – это драгоценное время для всех детей. Это то время, когда у ребят формируются все основные черты характера. Игра является главным видом деятельности для ребят дошкольного возраста. Именно во время игровой деятельности формируются интеллектуальные навыки и формируется личность.
Игровые навыки не появляются автоматически, ребят надо приобщать к игре. А вот уже от содержания игр, которые мы предлагаем детям, определяют успех или неудачу в передаче культуры общества подрастающему поколению.
Организованная игровая среда, стимулирующая игру, позволяет каждому реализовать свои потребности и выразить свою индивидуальность, является хорошим условием для самовыражения детей дошкольного возраста. Чтобы обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, мы изготавливаем макеты и вносим их в игровую зону в зависимости от знакомства ребят с той или иной темой.
Макет, как игровая познавательно-развивающая среда.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа, модели и карты. В нашем случае мы работаем с макетом - модель. Преимущества нашего макета в том, что игрушки используем различными способами и еще можно дополнять различными предметными материалами. В процессе игры с макетами развивается творческая инициатива детей, создаются различные игровые ситуации. Объекты можно изменять или добавлять, комбинируя два или три макета, например «улица», «движение» и «парк развлечений» (это в нашем случае). Применение макетов в предметно – пространственной среде соответствуют принципам интеграции в сфере образования. В любом игровом макете решаются цели и задачи из разных областей:
- «Речевого развития»;
- «Познавательного развития»;
- «Социально - коммуникативного развития»;
- «Художественно – эстетического развития».
Также макеты можно использовать и в самостоятельной игровой деятельности. Ребята могут разделиться на группы в соответствии с их интересами и играть, а воспитатель может помочь структурировать игру, вовлечь ребят, а затем спокойно покинуть процесс и наблюдать за игрой. Работа с материалами различной текстуры, качества и формы способствуют развитию внешних органов чувств и активизируют мелкую моторику рук. Макетирование - еще и способствует развитие речи детей. При изготовлении макета ребята описывают, сравнивают, рассуждают, обогащая свой словарный запас. Между собой тесно связаны математика и макетирование. В процессе работы ребята закрепляют такие понятия как количество и величина и т. д.
Использование макетов, как специальной игровой среды.
(Цель, задачи, общая характеристика игры, предварительная работа, технология изготовления макета).
Досуг и развлечения — одна из важных сторон жизни человека. Все дети, и большие и малые, с удовольствием посещают парки. Досуг включает в себя целый ряд развлекательных мероприятий для детей, подростков и молодежи, а также взрослого населения. Совместный досуг детей и родителей способствует укреплению физического и морального здоровья семьи. В нашем красивом хуторе Рассвет - комплекс развлекательных аттракционов отсутствует. Вот мы и задались целью построить парк развлечений и аттракционов из подручных средств.
Цель: создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Задачи: - развивать конструктивное воображение и творчество,- воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми посредством воплощения общего замысла,- развивать коммуникативные навыки – стремление к партнерским отношениям со сверстниками и взрослыми, навыки диалогического общения,- воспитывать уважительное отношение к людям труда,- воспитывать экологически сознательного бережного отношения к природе,- умение увидеть и создавать прекрасное своими руками. Чтобы создать свой парк развлечений, мы с ребятами узнали, что же такое парк? Какие бывают парки. Ведь каждый парк города имеет своё название, свою историю создания. Для получения новых знаний изучили с детьми разнообразие парков, зон отдыха и видов аттракционов (детские, семейные, экстрим – аттракционы). Процесс подготовки проекта:
- игровая деятельность :
* сюжетно-ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Выходные проводим весело», игры со строительным материалом (конструкторами, с природным материалом, с бросовым материалом,
*игры-фантазирования с постройками из строительного материала
* дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Повтори узор по памяти», «Дорисуй картинку».
-познавательная деятельность;
*экспериментирование «Как заставить детали вращаться», «Как построить заданную модель»,
*моделирование (создание моделей по образцу, по замыслу и фантазии)
-изобразительная деятельность:
*рисование «Парки развлечений», «Какой аттракцион мне понравился больше всего»,
*лепка «Наш будущий парк отдыха и развлечений», «Праздник выходного дня».
Во время непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру, мы разговаривали на тему «Все профессии важны, все профессии нужны», каждый ребёнок рассказал о том, где и кем работает их папа и мама, не забыли и про бабушек и дедушек. Продавец, водитель такси, домохозяйка, строитель – ни одна из этих профессий не заинтересовала детей так, как работа бабушки Артура в парке развлечений. Дети очень заинтересовались, и ребятам тоже захотелось работать в парке развлечений.
Вот и началась наша совместная работа над «Парком Развлечений», где каждый ребенок может проявить себя и реализовать свои мечты.
Макет включает в себя :
*зона отдыха – зона (просмотр фильмов и мультфильмов);
*аттракционы – «Чертово колесо» и «Ветерок»;
*касса и туалет;
*Озеро;
*бассейн с шариками;
*аквапарк с 2-мя горками.
Макет - это не только центральный элемент, который организует предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и является связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Поэтому и у нас, мамы и папы активно участвовали в создании макета.
Мама Айвазика принесла нам коробку, для будущего парка.
Основой для нашего макета стала коробка из плотного картона. Поговорив с ребятами решили, что вокруг нашего парка должно быть много деревьев, так как чистый воздух нам необходим, и приступили к работе. Пока обклеивалось дно нашего макета самоклеящееся пленкой, Дарья вырезала деревья.
Девочки - Альбина и Маша обклеивают стены будущего макета «Парк развлечений». Далее мы распечатали из картона домики, один будет для кассира, а из второго решили сделать комнату общественного пользования (туалет).
Маша раскрасила и вырезает «кассу» для парка. Артур разукрасил второй домик. Камилла трудится над автобусом для поездок в парк развлечений. Автобус, как и домики распечатали на плотной бумаге, разукрасили, вырезали и склеили. Для прочности все наши бумажные изделия мы обклеили скотчем.
Пока наш макет готовится, мы не теряем время и отправляемся в виртуальную экскурсию на своих автобусах, вспоминая как надо вести себя в общественном транспорте.
Из втулок и сифона собираем горки для аквапарка. Горки у нас будут двух видов и размеров - закрытая и открытая (основание у горок из втулок).
С помощью ребят, наши горки стали яркими, Мария и Лева раскрасили горки гуашью.
Изготовляем карусель «Ветерок». Нам понадобятся втулка (для кресел, ленты, карандаши, круг 4 шт. (разного диаметра, клеевой пистолет. Еще одна втулка и палочки для вращающегося элемента. Круг меньше диаметром это наше основание. Далее берем палочки и приклеиваем на них круг большего диаметра. На круг приклеиваем карандаши. На карандаши приклеиваем еще круг и крышечку от майонеза. На основание приклеиваем толстую втулку, украшаем. Теперь делаем сидения. Втулку разрезали, приклеили дно, покрасили гуашью в яркие цвета. К сидениям приклеиваем ленты и привязываем к карандашам. Вставляем палочки с качелями в толстую втулку и украшаем.
Дарья со своей мамой, шьют мягкие мешки – кресло, для зоны отдыха (из носочков и крупы).
А Также сделали подиум и экран. Для подиума нам понадобился пеноплекс и салфетка. Для экрана мы распечатали на принтере всеми известный фильм. Экран приклеили к подиуму и зона отдыха у нас готова.
Миранда вместе с Татьяной Владимировной работают над бассейном. Пластиковую коробочку, а точнее крышку, обвязали лентой и зафиксировали клеем. Заранее в крышке вырезали серединку. Для напоминания детям о правилах безопасности на воде, Стеша слепила два спасательных круга.
Лева с папой соорудили аттракцион «Чертово колесо» с вращающимся механизмом. Затем его раскрасил.
Всем ребятам нравится «плавать» в бассейне с шариками, и у нас он тоже есть. Для этого мы коробку обклеили самоклеющейся пленкой, а ребята с удовольствием накрутили шарики из воздушного пластилина.
Конечно, в нашем парке развлечений есть тихое местечко, это маленький пруд. Здесь можно посидеть на лавочке, почитать книжку или просто понаблюдать за маленькой уточкой, которую слепила из пластилина Дарья.
Ну и самые главные - это наши маленькие, дружные ребята. Бумажных человечков мы распечатали на принтере и ребята с удовольствием их раскрасили и придумали имена для своих героев.
Макет «Парк Развлечений» оснащен доступной средой для людей с ограниченными возможностями здоровья: для них мы смастерили инвалидное кресло, пандус, туалет для инвалидов.
Заключение
Из бумаги, картона, природных и бросовых материалов в процессе совместной деятельности детей и воспитателей, а также их родителей были изготовлены персонажи и дополнительный антураж, способный превратить макет в своеобразную игровую площадку. В процессе создания макета каждый ребенок может выбрать занятие, которое ему больше всего нравиться (конструирование, моделирование, лепку и т. д.). Обогащены знания детей о разновидностях парков. Ребята знают и называют парковые зоны, сложные конструкции аттракционов, узнали новое о профессии инженера-конструктора. Осознанно делают заключения о назначении парков, обобщают полученные знания, делают выводы. Ребята выполняют задания, играют, соревнуются. Учатся с уважением относиться не только к результатам своего труда, но и к общим результатам. Следует отметить, что макет - это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Где воспитатель действует как спусковой механизм, который способствует развитию воображения и творчества ребенка. Воспитатель создает ситуации решения проблем и помогает в реализации игрового плана т. е направляет детей вопросами: «Как проехать?» или же можно использовать совместное придумывание с ребятами рассказы или сказки, которые в дальнейшем обыгрываются как игровые сюжеты.
Комплектующие для нашего макета «Парка развлечений» мы сложили в коробочку. В нашей группе уже есть макет «Внимание – дорога», в дальнейшем наши макеты можно соединять и придумывать новые реалистические сюжеты.
Совместное придумывание и игра в сказку воспринимается детьми очень эмоционально, вызывают у них большой интерес. Часто ребята самостоятельно вводят в игру новые моменты, которых не было в сказке. Такая игра протекает динамично, способствует повышению взаимопонимания между детьми, делает общение в игре более содержательным.
Список литературы:
1. Макетирование опыт работы. Макарова А. А.
2. Макетирование в детском саду. М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева.
3. Как играть с ребенком. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Нищева Н. В. 2010г
5. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
6. «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду». О. В. Дыбина. Справочник старшего воспитателя» № 12, 2015г.