наталья свечкова
Макет «Наш микрорайон»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Свечкова Наталья Михайловна,
воспитатель МОУ Детского сада № 361,
г. Волгограда
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Публикация «Макет „Наш микрорайон“» размещена в разделах
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. В связи с этим в нашей группе был создан игровой макет «Наш микрорайон».
Данный макет отражает новые творческие подходы, использование новых информационных технологий.
Дидактическая ценность.
Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, зрительного восприятия, активизации словарного запаса детей. Воспитывают самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.
Вариативность.
Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Данный макет представляет собой игровое наглядное пособие по изучению ПДД и безопасности дорожного движения дошкольников.
Макет разбирается и собирается. В игровой форме ребята расставляют объемные фигуры домов, дорожных знаков, деревьев, что позволяет хорошо запомнить правила дорожного движения, расположение знаков дорожного движения, опасные зоны маршрута передвижения детей. Разыгрывая различные проблемные ситуации на дороге, изучая правила дорожного движения, дети учатся осторожности и правильному безопасному поведению на дороге.
Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков. Оно будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Макет «Наш микрорайон» предназначен для изучения правил дорожного движения.
Макет включает в себя:
• Проезжую часть,
• Пешеходные переход
• Светофоры
• Дорожные знаки: «пешеходный переход», «автобусная остановка», «светофор», «въезд запрещён», «стоянка запрещена», «осторожно дети», «главная дорога», «перекрёсток», «велосипедная дорожка» и т. д.
• Макеты зданий микрорайона
• Инфраструктура: макеты автобусных остановок, АЗС и др.
• Оборудование для детской площадки;
• Транспорт разных видов
• Деревья
• Различные мелкие игрушки, выполняющие функции пешеходов.
Цель: формирование основ безопасного поведения детей на дороге, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о правилах безопасного поведения на улице, видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора, профессиях – регулировщик, инспектор ГИБДД, водитель, профессия «дорожник»;
Развивающие:
- развивать мыслительные способности, внимание, наблюдательность, воображение, творчество, фантазию, находчивость, ловкость, глазомер, мелкую моторику рук, координацию движений;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения пешехода, пассажира, водителя;
- воспитывать осторожность, дисциплинированность; доброжелательность по отношению друг к другу и чужим людям, умение договариваться и уступать во время игры;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
-активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД;
Примерные игры
Дорога
Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме рассказывает о пешеходах, тротуаре и пешеходном переходе.
Стихотворение:
Наш ребенок очень мал,
Но о многом он узнал,
И дорогу перейдет
Только там, где “переход”
– Где бы мне, – кричит, – найти
“Зебру”, чтоб по ней идти?
Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы?
Игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей и животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра - поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
Водители
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для машин.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге водители за рулем машин?
Дети разбиваются на несколько групп: одни – пешеходы (берут в руки фигурки людей, другие – водители (берут в руки машинки). Водители “садятся” в машины и едут только по дороге, останавливаясь перед пешеходным переходом, если по нему идут пешеходы. А пешеходы вместе переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра повторяется несколько раз, дети меняются ролями.
Светофор
Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора.
Краткое описание: воспитатель, используя макет светофора, рассказывает о принципе его работы. Читает стихотворение:
На красный свет – дороги нет!
На жёлтый – подожди!.
Когда горит зелёный свет
Счастливого Пути!
Игра “Водители” (с усложнением)
В правила игры добавляется светофор (регулирует воспитатель). Машины на красный свет останавливаются, а в это время для пешеходов загорается зеленый свет, и они переходят дорогу.
Знаки ПДД
Цель: Познакомить детей со знаками дорожного движения. Учить детей правильно называть знаки.
Настольно игра «Дорожные знаки»
Путешествие по нашему городу.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Краткое описание: Воспитатель напоминает, что наш город состоит из домов, людей, в которых они живут; магазинов, больницы, дорог, тротуаров, пешеходных переходов и машин. Предлагает отправиться в путешествие по нашему городу, используя макет.
Использование макета в разных образовательных областях.
Макет не оставляет равнодушными детей как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
• Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине.
• Упражнять в сравнении групп предметов
• Закрепить знание цветовой палитры.
• Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.
• Упражнять в определении геометрических фигур.
Безопасность:
Беседы "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, переход).
Беседы "Мой друг Светофор" (как правильно переходить дорогу).
Беседы "Правила движения транспорта".
Закрепить знание сигналов светофора.
Социализация, труд:
• Беседы, ситуативные разговоры по теме "Профессия строитель", "Профессия дорожник", "Профессия полицейский", "Общественный транспорт", "Специализированная техника" и т. д.
• Чтение различных рассказов про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге.
• Различные сюжетные игры.
Речевое развитие:
Беседы, рассматривание.
Чтение стихов.
Составление коротких рассказов.
Отгадывание загадок.
Составление сказок.
Познание:
• Познакомить с различными видами транспорта.
• Расширить представление о родном городе.
• Продолжать знакомить с людьми разных профессий.
Подводя итоги, следует отметить, что макет – элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Чем раньше дети начнут изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.
Результативность
Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
расширение кругозора воспитанников;
повышение социальной компетенции дошкольников;
повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
Благодаря использованию макета, дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.