Лидия Михайловна Сидоренко
Приобщение детей к ремеслу
▼ Скачать + Заказать документы
К семи – восьми годам ребёнок, как полагали, уже «входил в разум», то есть был готов сознательно воспринимать и понимать многие вещи. Именно в этом возрасте крестьяне начинали целенаправленно обучать своих детей всему тому, что знали и умели сами.
Приучать к ремеслам принято было самого раннего возраста. Это происходило исподволь, ненавязчиво. Сначала ребёнок просто стоит рядом со взрослым и смотрит, как он работает. Его не гонят – пусть смотрит, так надо: разве не интересно, как вспыхивает огонь, когда качают меха, как высовывает лапоть, когда подаешь бересту, как на глазах удлиняется дорожка от подаваемых тобой тряпочек или уменьшается клубок, который ты держишь в руках, но вывязывается носок или рукавица. Потом малыш начинает подавать инструмент, держать что-нибудь. Тут ребёнок уже необходимый помощник.
Публикация «Приобщение детей к ремеслу» размещена в разделах
Через какое-то время ребёнку доверяют выполнить часть работы, потом вручают собственные инструменты и за выполненное похвалят, одарят, пожурят. Часто первое изделие, сделанное собственными руками, достается самому ребё нку или сразу делается им для себя: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
- Дело мастера учит.
- Дело учит, и мучит, и кормит.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Без труда чести не получишь.
- Берись дружно – не будет грузно.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Без муки нет и науки.
- Где работно, там и густо, а в ленивом доме пусто.
- Всякое дело мастера красит.
- Артель дружбой крепка.
- Лишнее ремесло за плечами не виснет.
- Не научит мамка, так научит лямка.
- С ремеслом весь свет пройдёшь – не пропадёшь.
- Ремесло не коромысло : плеч не давит, а всех пропитает.
- Ремеслу везде почёт.
Обратим внимание на то, что именно в этом возрасте ребёнок получал от родителей (чаще от отца) свой пусть маленький, но личный инструмент: прялочки, грабельки, цепки, молоточки и другое. Это было не только своеобразным свидетельством его взросления, утверждало ребёнка в собственных глазах, но и заставляло его относиться к ним аккуратно, а к работе очень серьёзно. Свой инструмент – дело важное, его никому давать нельзя – «спортят», и у других просить уже не надо. И среди взрослых просить у кого-нибудь инструмент, а особенно топор, считалось дурным тоном. Хороший мастер не мог работать чужим инструментом. Особое значение свой маленький инструмент имел в семьях профессиональных кузнецов, плотников, столяров, лодочников, катальщиков (валенок). Одновременно с получением первого инструмента шла и передача первых секретов, тонкостей мастерства.
Чем старше становился ребёнок, тем заметнее проявлялось у него нормальная эгоистическая забота о своем будущем: у девочек -мечта о богатом приданом, женихе с хозяйством, хорошо обставленном доме, хороших нарядах и пр, у мальчиков – о нескольких лошадях, хороших угодьях, обилие скота… Соответственно глубже осознавалась и необходимость труда, овладение опытом, секретами того или иного дела. Понимание и принятия традиционного образа жизни вели к укреплению чувств собственности – важнейшей констатации крестьянского мышления.