Лучший педагог года

Приобщение детей к ремеслу

Лидия Михайловна Сидоренко
Приобщение детей к ремеслу

   К семи – восьми годам ребёнок, как полагали, уже «входил в разум», то есть был готов сознательно воспринимать и понимать многие вещи. Именно в этом возрасте крестьяне начинали целенаправленно обучать своих детей всему тому, что знали и умели сами.

   Приучать к ремеслам принято было самого раннего возраста. Это происходило исподволь, ненавязчиво. Сначала ребёнок просто стоит рядом со взрослым и смотрит, как он работает. Его не гонят – пусть смотрит, так надо: разве не интересно, как вспыхивает огонь, когда качают меха, как высовывает лапоть, когда подаешь бересту, как на глазах удлиняется дорожка от подаваемых тобой тряпочек или уменьшается клубок, который ты держишь в руках, но  вывязывается носок или рукавица. Потом малыш начинает подавать инструмент, держать что-нибудь. Тут ребёнок уже необходимый помощник.

   Через какое-то время ребёнку доверяют выполнить часть работы, потом вручают собственные инструменты и за выполненное похвалят, одарят, пожурят. Часто первое изделие, сделанное собственными руками, достается самому ребёнку или сразу делается им для себя: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

- Дело мастера учит.

- Дело учит, и мучит, и кормит.  

- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.  

- Без труда чести не получишь.  

- Берись дружно – не будет грузно.  

- Глаза боятся, а руки делают.  

- Без муки нет и науки.  

- Где работно, там и густо, а в ленивом доме пусто.  

- Всякое дело мастера красит.  

- Артель дружбой крепка.  

- Лишнее ремесло за плечами не виснет.

- Не научит мамка, так научит лямка.

- С ремеслом весь свет пройдёшь – не пропадёшь.  

- Ремесло не коромысло: плеч не давит, а всех пропитает.  

- Ремеслу везде почёт.

   Обратим внимание на то, что именно в этом возрасте ребёнок получал от родителей (чаще от отца) свой пусть маленький, но личный инструмент: прялочки, грабельки, цепки, молоточки и другое. Это было не только своеобразным свидетельством его взросления, утверждало ребёнка в собственных глазах, но и заставляло его относиться к ним аккуратно, а к работе очень серьёзно. Свой инструмент – дело важное, его никому давать нельзя – «спортят», и у других просить уже не надо. И среди взрослых просить у кого-нибудь инструмент, а особенно топор, считалось дурным тоном. Хороший мастер не мог работать чужим инструментом.  Особое значение свой маленький инструмент имел в семьях профессиональных кузнецов, плотников, столяров, лодочников, катальщиков (валенок). Одновременно с получением первого инструмента шла и передача первых секретов, тонкостей мастерства.

  Чем старше становился ребёнок, тем заметнее проявлялось у него нормальная эгоистическая забота о своем будущем: у девочек -мечта о богатом приданом,  женихе с хозяйством, хорошо обставленном доме, хороших нарядах и пр, у мальчиков – о нескольких лошадях, хороших угодьях, обилие скота… Соответственно глубже осознавалась и необходимость труда, овладение опытом, секретами того или иного дела. Понимание и принятия традиционного образа жизни вели к укреплению чувств собственности – важнейшей констатации крестьянского мышления.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к ремеслу
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 13:12
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к ремеслу» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Михайловна Сидоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...

14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД