Наталья Кузнецова
Лэпбук в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования в РФ, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук. Новая форма организации образовательной деятельности способствует развитию познавательной активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Впервые начали создавать лэпбук американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко (автор популярного блога для детей «Это интересно!»). Татьяна Пироженко предложила использовать технологию работы с лэпбуком в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Лэпбук в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
Слайд 2
Итак, что же такое «лэпбук»? Лэпбук – это самодельная бумажная книжечка или папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, мини-книгами и всевозможными вкладками, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук объединяет группы детей для совместного увлекательного занятия.
Изучая информацию в различных источниках, мы заинтересовались этой темой и решили попробовать сделать лэпбук вместе с детьми ко «Дню Космонавтики». Побеседовав с воспитанниками своей группы, узнала, насколько интересна им тема «Космос», что знают дети старшей группы о космосе, космонавтах и что еще хотели бы узнать.
Слайд 3
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. Целеполагание (выбор темы)
• Мы решили сделать лэпбук ко «Дню Космонавтики»
2. Разработка лэпбука (составление плана)
• Беседуя с детьми, обсудили, что нам известно о «Дне космонавтики».
• Что бы хотели ещё узнать о космосе.
• Какую информацию можно поместить внутрь нашего лэпбука?
• Чтобы создать тематическую рабочую атмосферу, украсила окна вытынанками.
Слайд 4
(Вытынанки - это искусство вырезания из бумаги) : космонавты, планеты, ракеты.
Слайд 5
3. Выполнение (практическая часть)
• В течение недели, мы изучали историю освоения человеком космического пространства (Белка и Стрелка, Юрий Алексеевич Гагарин, Валерий Федорович Быковский, Валентина Владимировна Терешкова, Герман Степанович Титов).
• Изучали планеты солнечной системы.
• Выучили считалку о планетах, стихи, отгадывали загадки.
• На занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время создавали космические картины.
• Сделали поделку с движущейся ракетой.
• Отрабатывая тему «Космонавты», мы закрепляли знания детей о здоровой и вредной пище.
• Организовали мини - выставку книг о космосе.
• В павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве, дети вместе с родителями могли примерить космический костюм, узнали свой вес и возраст на разных планетах.
Все вышеперечисленные формы и методы работы, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование способствовали развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников, познавательных интересов, развитию диалогической речи; а совместная продуктивная творческая деятельность создала атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата.
Слайд 6
4. Подведение итогов.
• Поскольку создание лэпбука есть заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения определённой темы. Поэтому на данном этапе мы собрали воедино всю полученную информацию в лэпбук «Космос».
• Лэпбук поместили в книжный уголок. Теперь он для нас большое подспорье, которое помогает в повторении и закреплении пройденного материала.
В ходе работы мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.
Слайд 7
Родители обеспечивают поддержку:
• Организационную слайд 8 (родители организовали экскурсию выходного дня на ВДНХ в павильон «Космос» г. Москва);
• техническую ( оказывали помощь в распечатывании материалов: картинок, фотографий, раскрасок);
• информационную (дома вместе с детьми искали интересную информацию по теме, готовили сообщения, и дети делились полученной информацией друг с другом);
• мотивационную.
Слайд 9 день Победы 10 Матрешки
Работа в этом направлении продолжается. На данный момент в нашей копилке 3 лэпбука : «День Космонавтики», «Матрешки», «День Победы».
Слайд 11
Лэпбук
• информативен;
• обладает дидактическими свойствами;
• обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность дошкольников;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• полифункционален: развивает мышление, способствует развитию памяти, внимания, воображения, любознательности, моторики, пространственной ориентировки;
• все игры и материалы в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса воспитанников, расширению представлений об окружающем мире;
• это отличный способ для повторения пройденного материала;
• помогает организовать самую сложную и скучную информацию удобно и интересно;
• лэпбук может быть одной из форм представления итогов проекта или тематической недели.
В результате использования данной технологии достигнуты следующие результаты: наблюдается улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.