Ирина Позднякова
Лэпбук «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к тематической папке
Лэпбук «Правила дорожного движения»»
Аннотация:
Данная методическая разработка представляет собой различные методы и формы работы по изучению и практическому освоению правил дорожного движения дошкольниками.
Публикация «Лэпбук „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Тематическая папка лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную коробку, обклеенную самокеющейся бумагой. На сторонах коробки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме и игровое поле. Данное пособие очень легко в применении, охотно и легко воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность в доступной игровой форме дать дошкольникам возможность узнать, понять и освоить правила дорожного движения.
Пояснительная записка:
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно — это нельзя». Это скучно и не интересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Именно поэтому и ведётся постоянная работа по внедрению новых видов подачи материала по данной тематике, таких как тематическая папка Лэпбук. (рис. 1)
Цель:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
• научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
• развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
• стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
• способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
• воспитывать чувство ответственности.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В него входит 11 развивающих заданий (рис. 2)
:
1. Кармашек «Дорожные знаки» и плакат
2. Кармашек «Раскрась знак» (раскраски по ПДД)
3. Кармашек «Правила по ПДД»
4. Гармошка «Загадки»
5. Книжка «Стихи»
6. Игра «Почини светофор»
7. Дидактическая игра «Дорожные пазлы «
8. Кармашек «Разрешается-запрещается»
9. Кармашек «Познавательное лото «Дорожные знаки «.
10. Игровое поле «Мой город» и набор плоскостных фигурок для обыгрывания ситуаций.
1. Кармашек «Дорожные знаки» и плакат (рис. 3)
Варианты игры с дорожными знаками :
- Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1. предупреждающие знаки
2. — предписывающие знаки
3. — запрещающие знаки
4. — знаки сервиса
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали. 1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». 2— наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы». 3— наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона». 4— наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
- Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель:
• Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
• Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
• Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
Варианты игры:
- Ведущий выбирает какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.
- Ведущий называет знак. Ребенок ищет нужный знак, рассказывая, что он обозначает.
- Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ.
2. Кармашек «Раскрась знак» (раскраски по ПДД) (рис. 4)
Данный раздел представляет раскраски с изображением знаков ПДД, различных проблемных ситуаций на дороге.
3. Кармашек «Правила по ПДД» (рис. 5)
Цель: Формирование представлений детей об
элементарных правилах дорожного движения. Развитие речи,
внимания. Развитие способностей сравнивать, обобщать,
классифицировать. Формирование умения соотносить действие,
событие с его изображением на картинке.
Правила игры :
- Прочитать детям правила
дорожного движения, объяснить необходимость их использования.
- Ведущий-взрослый зачитывает правило
дорожного движения с карточки, ребенок-участник находит
зеленую карточку с картинкой-иллюстрацией этого правила.
- Ведущий показывает красную карточку
«Нельзя», ребенок находит зеленую карточку «Можно», на это
правило. Например, ведущий показывает красную карточку
«Нельзя играть на проезжей части», ребенок находит зеленую
карточку «Можно играть там, где не ездят машины».
4. Гармошка «Загадки» (рис. 6)
Данный раздел направлен на развитие умственных способностей и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
5. Книжка "Стихи" (рис. 6)
Цель: развитие мышления детей, расширение
представления правилах дорожного движения, развитие памяти.
6. Игра "Почини светофор" (рис. 7)
Цель: Формирование представлений детей об
элементарных правилах дорожного движения; формирование
представлений о значении светофора, закрепление назначения
красного, желтого, зеленого цветов. Развитие зрительной памяти,
развитие умений ориентироваться в пространстве, способствование
сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.
7. Дидактическая игра "Дорожные паззлы "
Цель: способствуют развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает внимание, развиватие целеустремленности, вариативности, устойчивости в трудных жизненных ситуациях, которые, безусловно, пригодятся ему в жизни. Даная игра требует спокойствия, концентрации внимания, что тренирует усидчивость ребенка, а это очень важные качества, которые пригодятся ребенку в школе.
8. Кармашек «Разрешается-запрещается» (рис. 8)
Цель: закрепление и систематизация знаний детей
о правилах дорожного движения, их назначении. Формирование
представления о значении правил дорожного движения. Развитие
зрительного восприятия, внимания.
Правила игры :
Взрослый - ведущий зачитывает ситуацию на
карточке, показывает ее детям, ребенок-участник (дети) поднимает
красный или зеленый свет в зависимости от того правильная или
нет ситуация показана на карточке. (Ребенок, по возможности,
должен прокомментировать свое действие)
9. Кармашек "Познавательное лото «Дорожные знаки ". (рис. 9)
Цель: Способствовать умению детей называть, различать,
классифицировать разные дорожные знаки.
10. Игровое поле "Мой город" (рис. 10)
Цель: формирование представлений о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Систематизация знаний детей об устройстве улицы, дорожного движения, обучение детей применению полученной информации в практической деятельности, воспитание культуры поведения на улице и в транспорте.
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально — коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лепбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.