Адрова Наталья
Лэпбук по развитию речи «Зимушка-зима» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте до-школьного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Публикация «Лэпбук по развитию речи „Зимушка-зима“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Времена года. Лэпбук
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбуки на тему «Зима»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2021
В связи с этим возникла необходимость в создании многофункционального дидактического пособия для работы с воспитанниками. Им стал лэпбук на тему «Зимушка - зима», который может использоваться в разных видах деятельности при организации образовательного процесса с детьми 4-5 лет.
Цель: развитие речи детей в процессе игровой деятельности посредством закрепления знаний воспитанников о заданном времени года – зиме.
Задачи:
- расширять представления о характерных особенностях зимней природы (на контрасте город-природа);
- формировать умение составлять предложения о зиме;
- учить составлять рассказ по содержанию картины;
- развивать умение согласовывать слова в предложении;
- совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
- закреплять умение сочетать слова с движением при выполнении пальчиковой гимнастики;
- упражнять в отгадывании загадок на заданную тему;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать умение обсуждать с друзьями информацию о явлениях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;
- воспитывать бережное отношение к миру природы.
Содержание лэпбука
1 страница:
«Зимние приметы. Город»
Данный кармашек содержит основную картинку с изображением зимнего города и 9 маленьких карточек, по которым можно рассказать об основных событиях и явлениях зимнего города.
«Зимние приметы. Природа»
Данный кармашек содержит основную картинку с изображением зимней природы и 9 маленьких карточек, по которым можно рассказать об основных событиях и явлениях в природе зимой.
Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картинку. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
2 страница
«Опиши. Какая зима?»
Данный кармашек содержит подборку фотоиллюстраций с изображением разных погодных условий зимой. С их помощью можно описать какая зима – холодная, снежная, белая, праздничная, ветреная и т. д.
Уровень развития образного мышления и воображения позволяет детям к пяти годам сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.
«Опиши зимние забавы детей»
Данный кармашек содержит подборку иллюстраций с различны-ми зимними забавами детей. Ребенок может выбрать картинку, объяснить, что на ней изображено и почему эта картинка ему понравилась.
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку или с того кто находится на переднем плане.
3 страница:
«Зимние загадки»
Данный кармашек содержит карточки с зимними загадками и кар-точки с отгадками к ним. Педагог может загадать загадку, а дети подобрать к ней картинку с отгадкой. Как вариант, можно предложить детям картинку, а они проговорят загадку к ней.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию.
Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
«Зимние чистоговорки»
Данный кармашек содержит карточки с чистоговорками на зимнюю тему.
Варианты использования чистоговорок:
- Произнести чистоговорку медленно и быстро, как скороговорку, – учим разным темпам речи.
- Повторить чистоговорку тихо и громко – учим менять силу голоса.
- Произнести чистоговорку вопросительно или с восклицанием – учим произносить чистоговорку с различной интонацией.
- Произнести как: медведь и медвежонок, мышонок, котик, собака, птица, прорычать как лев или тигр – учим произносить
чистоговорку разным по тембру голосом.
- Подобрать слово в рифму – учим выбирать слово с соответствующим рифмующимся слогом.
4 страница:
«Пальчиковая гимнастика»
Данный кармашек содержит карточки с текстами пальчиковой гимнастики на зимнюю тематику. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и не-произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
«Зимняя игротека»
Данный кармашек содержит карточки с определенными заданиями, которые могут меняться.
На предложенных карточках дети должны отыскать один предмет, который отличается от остальных. Здесь ребенок может проявить умение визуализировать объект, умение рассуждать вслух, выстраивая не только логическую цепочку, но и грамматически правильное предложении.
Представленный материал может использоваться как педагогами, так и родителями.