Наталья Сейбель
Лэпбук по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду в рамках работы инициативной творческой группы "Речевичок" был проведён мастер-класс по изготовлению лэпбука по развитию речи детей.
В условиях реализации ФГОС внедряются инновационные технологии, целью которых является модернизация образовательного процесса. Системно -деятельностный подход является отличительной особенностью стандарта, который предполагает чередование практических и умственных детей.
Публикация «Лэпбук по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагогам необходимо проявлять креативность в выборе образовательных технологий, для того чтобы помочь каждому ребенку проявить свои интересы и потребности, а также вовлечь в образовательный процесс и родителей.
Лэпбук не совершенно новое, но, интересное и незаменимое методическое пособие, напоминает "папку- передвижку".
Целью данной технологи является: систематическое изучение нового и закрепление ранее изученного материала.
Необходимо было вовлечь педагогов в процесс реализации самого лэпбука. для этого был подобран дидактический, демонстрационный материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Лэпбук - это тематическая папка из бумаги или картона с различного рода кармашками, дверками, окошками и т. д.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :
· трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
· полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
· вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
· доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОО;
· насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей : в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
· включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
· добровольное присоединение детей к деятельности;
· свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
· открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Содержание нашего лэпбука направлено на ранее развитие речи у детей, так как много в группах безречевых детей.
Что у нас было:
· распечатанные шаблоны лэпбука;
· лист плотной бумаги разного формата;
· ножницы;
· клей-карандаш;
· цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
· сказки, потешки, песенки ;
· креативность
Кто может использовать лэпбук?
Специалисты: воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т. д., работающие с детьми и активно применять данное пособие в своей работе.
Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь;
Активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
Наполнение лэпбука по развитию речи для детей младших и средних групп.
1. «Артикуляционная гимнастика». Сюда входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами. (становление правильной артикуляции).
2.«Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать. (Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей).
3. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объект (активизация словаря пассивного и активного).
4. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.
5. "Один-много". Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета. (Дети осваивают в речи понятия «один-много»).
6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.). (Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой).
7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать. (Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)
8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам. (В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»)
10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры, с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»). (Малыши учатся драматизировать простые сказки)
11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам. (Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки)
12. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).
В реализации современных требований ФГОС, использование лэпбуков неоспоримо, его возможности безграничны, особенно в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
уверенность в собственных силах;
любознательность;
способность к волевым усилиям;
самостоятельность;
инициативность.