Олеся Видманова
Лэпбук «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
Публикация «Лэпбук „Моя семья“» размещена в разделах
Актуальность
Актуальность данного пособия заключается в том, что в современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье.
Сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
В современном мире институт семьи постепенно утрачивает свои позиции.
Понятие семьи, ее важность, к сожалению уже не так значимы. Мы, взрослые,
должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и
уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и
дому.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей.
Необходимость создания методического пособия «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель методической разработки –сформировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о близких в семье.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;
-формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;
-формировать желание у родителей и детей к изучению семейных ценностей и традиций.
Развивающие:
-развивать творческо – познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребёнка;
-развивать речевую активность у детей, побуждать к рассуждению;
-развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
-повышать активность участия родителей в жизни группы;
-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Ожидаемый результат от использования данного методического пособия в системе дошкольного образования:
Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях, организуемых в группе и детском саду.
2. Основная часть.
2.1 Теоретическая часть.
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик – братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом!
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это основа нравственно – патриотического воспитания.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей и традиций народа.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.
Решая задачи патриотического воспитания, педагоги осуществляют работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
— непрерывность и преемственность педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
— деятельностный подход;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Ориентируясь на принципы и требования Закона ДНР «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015; ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2018г. (от 04.04.2018 года № 287); Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (от 17.06.2015 года, руководствуясь Типовой программой дошкольного образования «Растим личность» Донецк, 2018 года, педагоги нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад комбинированного типа №76 г. Донецка», ищут инновационные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Изучив опыт педагогов Российской Федерации, ресурсы интернета, мы начали использовать в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие-лэпбук.
2.2 Практическая часть.
Лэпбук (lapbook)- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap-колени, book- книга). Это интерактивная папка-раскладушка с кармашками, дверцами, окошками, вкладками и подвижными деталями, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Дидактическое пособие лэпбук «МОЯ СЕМЬЯ» предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Дети вместе со взрослыми участвуют в
сборе материала: анализируют, сортируют информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Данное пособие является средством определения
уровня развития представлений о своей семье и о своем доме, в котором живет ребенок