Елена Баш
Лэпбук — многофункциональное пособие для развития речи
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ЛЭПБУК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Что такое ЛЭПБУК?
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук— это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т. д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
Публикация «Лэпбук — многофункциональное пособие для развития речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Значение ЛЭПБУКА :
Для педагога:
способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Для ребё нка:
способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме
На логопункте в специализированном ДОУ использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель — логопед, педагог — психолог, тифлопедагог и т. д., работающие с детьми с ОВЗ должны активно применять данное пособие в своей работе.
Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: — уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде : информативен полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
Картонная коробка, самоклеящееся бумага или цветной картон для оформления для основы, (можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками).
Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
Безграничная фантазия
Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.
Содержание лэпбука по развитию речи «В гости к сказке»
Отгадывание загадки про колобка
1. «Какие слова подойдут к картинкам?» Цель: дать понятие о словах называющих действие, уточнять и расширять глагольный словарь.
2. Посмотри на картинку и назови продукты, которые нужны бабушке чтобы замесила тесто? Цель: дать понятие о словах называющих предметы, учить ставить к словам вопросы Кто? Что?
3. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
4. «Помоги дедушке и бабушке собрать урожай» Цель: вырабатывать умение объединять и классифицировать предметы.
5. Пальчиковая гимнастика: «Зайка» Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
6. «Помоги Колобку вспомнить слова песенки и спеть ее всем героям сказки» Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять последовательность действий.
7. «Кто чей?» Цель: закрепить умение использовать уменьшительно –ласкательные суффиксы –ок-, -ик- в названия детенышей животных.
8. «О ком Колобок может сказать такие слова?» Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета, расширить и уточнить словарь признаков предмета.
Лэпбук формирует определённые качества у дошкольника, такие как:
-уверенность в собственных силах;
-любознательность;
-способность к волевым усилиям;
-самостоятельность;
-инициативность.
Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно. Последовательная систематическая работа с лэпбуком по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, позволяет сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА
1. Разрезаем картонную коробку с одной стороны и обклеиваем места сгиба.
2. Затем обклеиваем нашу папку – снаружи цветной самоклеящейся бумагой, изнутри цветным картоном цвет выбираем исходя из тематики, можете выбрать цвет какой вам по душе.
3. Затем подбираем нужный материал, я заранее нашла картинки по сказке «Колобок». Оформила общий фон – приклеила домик для дедушки и бабушки, деревья, кустики сделала в виде кармашков куда будут помещаться животные. Затем приготовила 5 кармашков из цветной бумаги и наклеила их на свободные места, на каждом кармашке написала задание.
4. Затем оформляем папку с внешней стороны различными картинками с персонажами сказки.
Я желаю всем творческих успехов!