Инна Маклачкова
Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
[ h3]Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
.[/h3]
Воспитатель детского сада №125
Маклачкова И. С.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает :
Публикация «Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности…
В Стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Наш детский сад ведет исследование проблемы развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ, занимается поиском новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника. Один из таких инновационных методов, который предполагает использование в деятельности оригинальных методических пособий – «лэпбук».
«lapbook», что дословно переводится как «наколенная книга». Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.
Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста :
— лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
— это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
— ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
— лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей — кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т. д.);
— создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
— создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Наш лэпбук «Нарвал» - это итог, проведенного в группе проекта.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
- информативен;
- полифункционален:
-способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами,
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение лэпбука для ребенка :
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать поиск информации по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку, картинки, играет в дидактические игры. За счёт наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения.
В-четвертых, лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей.
Лэпбук может содержать различные цифровые носители: диски, флэшки. В наш лэпбук «Нарвал» входит флэш-накопитель с мультфильмом «Тимун и нарвал» по мотивам сказки эскимосов.
В наш лэпбук входят трафареты и раскраски на тему животных Арктики, что позволяет детям самим делать выбор чем и когда заниматься.
Можно выбрать задания под силу каждому: одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать, книжка -раскладушка с наглядными картинками.
Лэпбук способствует развитию познавательных процессов, творческого мышления, любознательности, воображения, моторики, пространственной ориентировки, обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире.
Лэпбук «Нарвал» содержит:
• Книжки-раскладушки «Красная книга России» и «Зачем нарвалу рог»;
• Трафареты Белого медведя, Касатки и Нарвала для рисования;
• Поэтапная схема рисования нарвала (кита единорога);
• Картинки с пояснениями «Образ жизни»;
• Флэш-накопитель с мультфильмом «Тимун и нарвал» по мотивам сказки эскимосов;
• Карта мира, для определения среды обитания нарвала;
• Игра «Парочки» с животными Арктики;
• Раскраски и лабиринты.
Лэпбук- это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Татьяна Пироженко одна из первых адаптировала лэпбуки, пришедшие к нам из США. Она автор блога о развитии детей. Создает авторские интерактивные папки – лэпбуки. Является автором развивающих детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница» и электронных развивающих проектов для детей.
На ее странице можно найти макеты и мастер-классы по созданию лэпбуков, а также шаблоны уже готовых лэпбуков по некоторым темам.
Любопытство - одно из самых непреложных и очевидных свойств мощного интеллекта. (Сэмюэл Джонсон)
Любознательность создает ученых и поэтов. (Франс А.)