Светлана Самойлик
Проектно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Перед нами, педагогами дошкольных учреждений, поставлена важная задача – научить ребенка взаимодействовать с людьми, помочь ему оценить свою значимость в коллективе, в обществе.
Публикация «Проектно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Моя личная задача – правильно развить в детях коммуникативный навык, как основной показатель готовности к школе. Конечно, эта задача решается во всех сферах дошкольного детства : игре, познавательном развитии, художественно-эстетическом и других. Но сегодня я хочу поделиться своим опытом социализации ребенка через организацию с детьми младшего возраста экспериментальной деятельности.
С начала учебного года мы с моими воспитанниками изучаем ряд тем, интересных и познавательных для младшего дошкольного возраста. Первой нашей работой было наблюдение за предметами, тонущими и плавающими в воде.
Эта занятие, конечно, заинтересовало детей. Сопровождали мы его описанием хода работы, озвучиванием возникавших вопросов, художественным словом, т. е. общением друг с другом. В ходе этого процесса проявились различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, когда хотелось первому выполнить задание воспитателя. Здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Так, например, некоторым детям сначала было сложно делиться впечатлениями от увиденного, с трудом подбирать слова, да и просто не хотели идти на контакт со мной и сверстниками.
Чтобы устранить эту проблему, необходимо было искать новые темы для исследования, которые могли бы заинтересовать детей, вызвать непроизвольный интерес и желание общаться. И следующим этапом стал экологический проект «Лук – наш общий друг», для чего мы высадили луковицы в землю и воду.
В течение трех-четырех недель мы наблюдали изменения в наших высадках, описывали, сравнивали, рассказывали об этой работе ровесникам, которые по каким-либо причинам отсутствовали в день посадки лука.
Я наблюдала живой интерес детей к этой теме, желание каждый день об этом говорить и мечтать о результатах нашего труда.
И вот, в день, когда мы решили, что наш лучок вырос, с удовольствием придумывали об этом рассказы, сочиняли сказки и даже пытались рифмовать слова, относящиеся к этому проекту.
Затем решили зарисовать его на память и для рассказывания родителям о нашей работе.
Затем состоялся торжественный сбор урожая и вручение его нашим поварам для использования в приготовлении обеда.
В течение учебного года мы осуществили еще ряд интересных экспериментов.
Изучали свойства песка
Высаживали пшеницу и ухаживали за ней в течение зимы
Растворяли сахар в теплой и холодной воде и делали выводы
В ходе таких мероприятий мы с детьми общаемся, задаем друг другу вопросы, иногда вместе ищем на них ответы, рассуждаем, беседуем, сочиняем.
С увеличением копилки наших интересных исследований, накапливался и опыт общения, отношение дошкольников к сверстникам менялось. Теперь они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств.
При организации детского экспериментирования успешно решаются такие задачи как:
- обучение пониманию самого себя;
- воспитание интереса к окружающим предметам, людям, событиям;
- развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
- выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
- развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей.
Индивидуальная работа – необходимое условие развития навыков общения у детей. Поэтому в ходе всей моей деятельности регулярно используется этот метод для активизации общения ребенка с окружающими, раскрепощения его поведения, устранения комплексов.
Немаловажную роль играет семья в этом направлении. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Поэтому в повестки дня родительских собраний обязательно включается обсуждение этой проблемы, разрабатываются консультативная информация для родителей в различных формах исполнения, приводятся положительные и отрицательные примеры из практики, и даются элементарные наставления и советы, как организовать общение ребенка с окружающими.
Отношения ребёнка со сверстниками также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Эффективной работа будет при условии создания атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Как следствие, в моей группе существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, позволяющая развить основные параметры социализации: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения.