Людмила Чернова
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в работе с дошкольниками»
▼ Скачать
Слайд№1
Тема "Логические блоки Дьенеша в работе с дошкольниками"
Слайд№2
Многие полагают, что при подготовке ребенка к школе достаточно - научить ребенка читать, писать, знать цифры складывать их и вычитать.
Слайд№3
Но, этого конечно недостаточно. Ребенка необходимо познакомить с основами логического мышления. Я хочу вас познакомить
Слайд№4
Публикация «Мастер-класс „Логические блоки Дьенеша в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Я хочу вас познакомить с универсальным игровым дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским ученым Золтаном Дьенешем. Это универсальная игра используется во всем мире и в нашей стране.
Рассмотрим набор «Блоки Дьенеша», в который входит 48 объёмных форм и ни одной одинаковой.
• четырех форм : круги, треугольники, квадраты, прямоугольники;
• трех цветов: красный, синий, желтый;
• двух размеров: большой и маленький;
• двух видов толщины: толстый и тонкий.
Данное уникальное дидактическое средство помогает в игровой форме:
- моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование и декодирование информации;
- развивает мыслительные операции, воображение
- а также творческие способности к моделированию и конструированию;
Работа с «Логическими блоками Дьенеша», сложна, но интересна и увлекательна.).
Слайд№5
Существует очень много игр с блоками. Мы познакомимся с некоторыми из них.
На первом этапе
1. Поиск блоков по 1 признаку- ЦВЕТУ :
Придумываем любые сюжеты для игр. «Помоги цыплятам»
Цыплята живут в домиках: желтые в желтом, красные … домике. Утром вышли на полянку поиграть. Наступил вечер и цыплятам нужно попасть в свой домик. Но…цыплята потеряли свои домики.
Включаются элементы поиска по цвету! (по форме, размеру, толщине)
- можно посчитать цыплят в домиках –по 16 каждого цвета
Слайд№6
2. Усложняем. Следующий этап поиск по2 признакам цвет -форма:
«На полянке»
На полянке растет много ягод. Мишка хочет угостить своего друга ёжика вкусными красными- круглыми ягодами. Но, не может найти их на полянке.
включаются элементы поиска по цвету и форме!
Вопрос: Сколько найдется таких ягод? (4)
Слайд№7
3. Усложняем Следующий этап поиск по3 признакам:
цвет- форма-величина «В магазине»
Катя пошла в магазин чтобы купить булочки для брата. Брат попросил купить желтые-квадратные- маленькие булочки. В магазине на прилавке было очень много булочек, Катя растерялась…
Вопрос: Сколько найдется таких булочек? (2)
Слайд№8
4. Усложняется следующий этап поиск по 4 признакам
цвет-форма – размер- толщина: «Найди ключ от дома»
Обыгрываем ситуацию. Ваня гулял по берегу реки и потерял ключ под одним из этих камней.
Синий-прямоугольный- большой- тонкий
По этим признакам камень всего - один
-ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ? ЧЕМ БОЛЬШЕ СВОЙСТВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, тем меньше блоков находится…5 мин
Слайд№9 (Кодовые карточки)
На следующем этапе предлагаются игры и упражнения с КОДОВЫМИ карточками, которые используются только в определенном порядке.
цвет- пятно в виде…облака или кляксы (красный, желтый, синий);
форма –соответствующий силуэт
размер-домик (большой маленький);
толщина-в виде фигуры человека (толстый, тонкий)
Слайд№10
Затем осваиваем кодовые карточки с отрицанием –перечёркнутые НЕ, а.
Древнекитайское изречение звучит:
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я понял,
То, что я сделал, я знаю!
Слайд№11
А теперь поупражняемся в практическом умении
Принцесса собралась на балл. В одной из этих комнат находятся драгоценности. У принцессы ключ. От какой – комнаты принцесса не знает. Поможем ей? Где эта комната?
(воспитатель показывает)
–КРАСНЫЙ КРУГ БОЛЬШОЙ и ТОНКИЙ. Молодцы.
Драгоценности находятся в сейфе. Сейф волшебный, его не видно и появится тогда, когда вы декодируете его название, т. е. раскодируете. Поможем?
Слайд№12
КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ -красный, прямоугольник, большой и толстый
(фокус группа прочитывает) Проверим?
Слайд№13
(Появляется сейф БЛОК)
Вот и появился сейф. У каждого сейфа есть КОД со своей комбинацией. Вот беда…Код сбился. Поможем принцессе придумать новый код?
Слайд№14
(появляется 4 блока) Вы видите 4 блока :
Красный треугольник большой и толстый, синий треугольник маленький и тонкий, красный квадрат большой и толстый, желтый круг маленький и тонкий.
Открываем конверт №1 находятся кодовые карточки. При помощи них нужно закодировать любой БЛОК по вашему выбору-1 блок за столом. Но… обязательно хоть в одном признаке должен быть код с отрицанием или во всех признаках
УСЛОВИЕ: но это Секрет для соседних столов
В определенном порядке: цвет, форма, величина, толщина.
Читаем код ваш …вслух- пусть все угадывают все. Молодцы! Код придуман и разгадан. СОБРАЛИ КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ.
Слайд№15
Открываем сейф- он у вас на столах (КОРОБКА БЛОКОВ, в котором находятся украшения. Поможем принцессе найти украшения?
Открываем конверт №2 находится карточка с кодовой информацией об украшении. ДЕКОДИРОВАВ ее вы должны отыскать нужное украшение. Кто нашел, выходите с украшением для Принцессы. Прочитайте и покажите, что вы нашли.
А МЫ проверим.
Слайд№ 16,17, 18, 19.
Положите украшения в эти шкатулки
Слайд№20
по 2 украшения в красную и желтую
Слайд№21
Принцессе нужно выбрать на балл украшения обладающим общими 3 признаками и положить в середину. Поможете ей?
ПРОВЕРИМ?
Слайд№22
Красный треугольник большой, толстый+ красный большой круг тонкий
синий маленький круг толстый+ красный маленький круг тонкий.
Спасибо большое, мы с вами помогли принцессе отыскать драгоценности
Слайд№23
Существует большое разнообразие игр с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Дидактический материал даёт возможность педагогам придумывать свои сюжеты игр, варьировать задания увлекая детей в прекрасный мир интересных логических игр. А освоив материал, дети сами могут придумывать сюжеты и головоломки.
Слайд№ 24
Рефлексия по методу британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Мы с вами поупражняемся в навыках практического мышления
На столе шляпки в которых лежит задание, ШЛЯПЫ на голову которое вы должны прочитать и коротко в течении 15 секунд дать ответ. Нужно отвечать очень коротко 1-2 предложениями.
Выслушаем мнение «Белой шляпки»
Только факты (что узнали, чему научились)
Выслушаем мнение «Зеленой шляпки»
Только «плюсы», что больше всего понравилось
«Черная шляпа»
Только «минусы», что не понравилось
«Красная шляпа»
Говорите только о чувствах или ощущениях (интересно-неинтересно, сложно,) которые у вас возникли в процессе мастер-класса
«Желтая шляпа»
Говорит о том, можно ли воплотить данный материал в работе с детьми
«Синяя шляпа»
Сделайте по всему сказанному выводы обобщения
1. Что узнали, чему научились.
2. «плюсы» и «минусы»
3. можно ли использовать в работе с детьми в ДОУ …. 3 минуты
Слайд№25 ИТОГ Рефлексия Притча
Жил в древности один мудрец. У него было много учеников. Однажды два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Ученик пошел в поле поймал там бабочку и зажал ее в ладонях. В любой момент готов был сжать руки для своей истины. Пришел к своему мудрецу-учителю и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках--- ответил мудрец.
В наших руках задатки, данные нашим воспитанникам от природы. И то нас зависит, остануться они НЕРАСКРЫТЫМИ или достигнут соответствующих высот.