Светлана Зазерская
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Пожар в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Познавательного занятия
По природе
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала: Зазерская С. В.
Программное содержание: закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с “ этажами “ (‘экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями. Дать представления о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде-пожару. Закрепить знание правил поведения в лесу, познакомить с новыми экологическими знаками. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Публикация «Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Пожар в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Активизация словаря: глобус, смешанный лес, лиственные и хвойные деревья, существительные в именительном падежи множественного числа.
Материал: глобус, изображение смешанного леса, плоскостные фигурки животных, птиц, насекомых, экологические знаки, мяч, макет сказки «Коза и семеро козлят».
Ход занятия.
- Дети, вы любите путешествовать? (да)
- А что это значит «путешествовать»(узнавать что-то новое, интересное)
- Ребята, давайте вспомним где мы с вами были. ( показ глобуса: в Африке, на Северном полюсе, в Антарктиде и так далее)
- А вот чтобы узнать куда мы сегодня отправимся, нужно разгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- Что это? (Лес) Значит мы отправимся сегодня свами в лес.
- Дети, а знаете ли Вы, что такое лес? (лес-дом для растений и животных) Правильно, лес-это сообщество разных растений и животных. Лес-это «много этажный дом». А вот какие жильцы и на каком этаже они живут, Вы мне сейчас расскажите сами. А поможет нам в этом вот эта картина. (дети называют, что растет в лесу, кто в нем живет. Используя значки-символы (плоскостные фигурки) создаю на фланелеграфе картину леса и дополняю её по мере высказывания детей.)
- На каждом «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, дятлы, совы, клесты, иволги. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа»-зайцы, лисы, ежи, лоси, насекомые. Особый «этаж»-под землёй-занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Но главными в лесу являются деревья, от них зависит, какие кустарники и грибы растут и какие звери живут в лесу. По деревьям различают: берёзовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес.
- Дети, а вы знаете как нужно вести себя в природе? (игра ”Напоминающие знаки”)
- Ребята, чем является лес для человека? (место отдыха….) Люди-гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, загрязнять и разрушать их дом. Но тогда, дети, получается, что в лесу совсем нельзя не чего делать? (ответы детей)
Лес – это место, где отдыхает человек, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).
- А сейчас отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел –
От того и потолстел!
- Молодцы, размяли свои пальчики, а сейчас поиграем. Весною всех животных появляется потомство. Я буду называть взрослое животное, а вы – детенышей: белка – бельчата; лиса, волк, лось, коза, кабан, ежата, барсук, медведь.
- Дети, а какое животное из перечисленных не живет в лесу? (коза) Какое это животное? (домашнее)
- А я сейчас расскажу вам сказку про козу, которая жила в лесу. Устраивайтесь по удобнее.
Жила-была коза с козлятами. Коза уходила в лес есть траву шелковую, пить воду студеную, а козлятам строго-настрого наказывала быть послушными и не шалить.
У козлят было очень много игрушек и они любили с ними играть в интересные игры: одни гоняли мяч, другие играли в куклы, машинки. (Все сопровождается показом) А самым шаловливым надоело играть и задумали они развести костер, чтобы повеселить свои братьев и сестер.
- Вот кострище, давайте сделаем костер здесь.
- Нет, - говорит другой, -Идемте вон под ту елочку, там уютнее!
Собрали сухой травы, веток. Костер у них получился жаркий, пламя высокое. Козлята радовались и веселились! Но вдруг огонь быстро пополз по сохой траве. Ветер раздувал огонь все сильнее и пламя перекинулось на высокую ель. Пожар разгорался!
Испуганные козлята не знали что делать. Они хотели затушить огонь, но не знали как. Ветер раздувал огонь все сильнее и сильнее. К обитателям леса пришла беда!
Задыхаясь в дыму, из леса бежали обезумевшие звери. Метались и кричали птицы, слетевшие с гнезд, где остались беспомощные птенцы. Бабочки с обожженными крыльями подали на землю и козлятам тоже пришлось покинуть свой дом. Все было в огне!
Вот к чему приводи непослушание и баловство.
- Дети, кто виноват в том, что случился пожар?
- Что сразу же должны были сделать козлята?
- Как можно было затушить костер? (забросать землей, песком, залить водой, и тд.)
- Что никогда нельзя делать детям без взрослых? (брать спички)
- Ребята, в нашей сказке, кто может прийти на помощь? (пожарные) Как вызвать пожарную службу? (01)
Пожар в лесу – это горе для всех его обитателей: зверей, птиц, насекомых, растений, грибов. И для людей – это тоже большое несчастье. Причиной пожара чаще всего бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу : то окурок бросят, то костер разведут, и то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один – сгорает лес.
- Дети, давайте к нашим «напоминающим» знакам добавим еще (показываю, а дети называют).
- Ребята, а всегда ли огонь – это плохо? (не всегда)
- Что хорошее таит в себе огонь? (приносит свет и радость, согревает, готовим пищу, можно сжечь мусор)
Дети читают стихотворение: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Береги и охраняй природу
«Напоминающие знаки»
Не оставляй после себя мусор. Соблюдай чистоту!
Не рви цветы в природе. Для букетов цветы выращивают специально.
Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
Не ломай ветки деревьев.
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко.
Старайся ходить по тропинкам.
Не руби деревьев.
Не разоряй муравейники.
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
Не жги костры.
Не бросай не потухшие спички, окурки, осколки.