Марианна Валерьевна Проскурня
Ловкие пальчики-умный ребёнок
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время выявлена такая закономерность - у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии мелкой моторики. Причина в том, что ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками (перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать и т. д.). Сейчас же на каждое занятие есть по машине, обувь у детей не на шнурках, а на липучках, а одежда не на пуговицах, а на молниях.
Публикация «Ловкие пальчики-умный ребёнок» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Нарушение мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте проявляется в затруднениях при застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, узлов, в неловкости движений рук, в нарушении мышечного тонуса (повышении или понижении, в отсутствии желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом, в наличии речевых нарушений. В школе у детей очень медленный темп письма, неравномерный нажим, буквы разного размера и не на рабочей строке, быстрая утомляемость при выполнении письменных заданий.
На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. Т. о. стимулируя пальцы, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь и способствует её формированию. Учёные отмечают, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, если хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил – развивайте его руки. При диагностике готовности к обучению в школе, специалисты обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика, в соответствии с этим делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики влияют на процесс обучения и на развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, мышления). Кроме приспособленности в быту, развитии психических процессов, речи, формирования навыков письма, развитие моторики пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма, при стимуляции которых можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Из всего этого мы делаем вывод – руки ребёнка необходимо развивать.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста:
- 2-6 месяцев: легко и нежно потягивать пальчики, осуществлять круговые движения каждым пальчиком отдельно, выполнять массаж пальчиков (каждой фаланги, разжимать кулачки, использовать погремушки из различных материалов.
- 7-10 месяцев: добавляем к ранее выполняемым: прокатывать (круговыми движениями) по ладони ребёнка грецкий орех, использовать игрушки-пищалки, шуршалки, пальчиковую гимнастику «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Ладушки», выполнять с малышом активные упражнения для пальцев рук с хорошей амплитудой, захват предметов указательным и кончиком большого пальца, перелистывать книжку с мягкими страничками.
- 10-12 месяцев: разбирать и собирать пирамидки, использовать развивающие центры с различными ручками, кнопками, дисками, собирать башни из кубиков, учить детей держать ложку, чашку, карандаш, рисовать каракули.
-1-1, 5 года: держать самостоятельно чашку, ложку, карандаш, разворачивать куклу, конфету, листать книжку (пока все страницы одновременно, строить башни из кубиков, пирамидки, упражняться с сортером (логический куб с отверстиями различной формы, собирать матрёшек, крупные пазлы (доски Сегена).
- 1, 5-2 года: переворачивать по одной странице в книге, разрывать на мелкие кусочки лист бумаги, складывать мелкие предметы в ёмкости, нанизывать крупные предметы (сушки, макаронные изделия, бусины, переливать жидкость из одного предмета в другой, рисовать круг, вертикальные, горизонтальные линии (имитация, ловить мяч обеими руками, разворачивать сюрпризы (завёрнутые в фольгу или несколько слоёв бумаги, играть с мозаикой, лепить из пластилина, глины, теста (мять, скатывать колбаску, отщипывать маленькие кусочки, рисовать пальчиками на песке, манке, рассыпанной на подносе.
- 2-3 года: пересыпать крупу ложкой, руками, стаканчиком, переливать воду, собирать губкой воду со стола, выжимать её, играть с песком (лепить куличики, пересыпать, насыпать песок, играть с прищепками, открывать, закрывать всевозможные замочки, коробочки, баночки с крышечками, оставлять отпечатки на тесте различными фигурками, формочками, опускать предметы небольшого размера (пуговицы, монеты, фасоль) в небольшие прорези на коробках, банках, играть с мелкими предметами, сортировать их, застёгивать и расстёгивать липучки на одежде, обуви.
- 3-4 года: переливать воду пипеткой, грушей, ложечкой, застёгивать, расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии, значки, завязывать, развязывать узлы, банты, плести косички, выкладывать фигуры из палочек, спичек, наматывать нитку на катушку, катать карандаш между ладонями, рисовать круги, квадраты, собирать разрезные картинки, картинки из кубиков, сгибать лист бумаги, проводить линию по внешнему и внутреннему контуру шаблонов, определять геометрические фигуры, игрушки на ощупь, катать шарик по столу, чередовать положение кисти и пальцев - кулак, ребро, ладонь, использовать игрушки-шнуровки, куклы-перчатки, пальчиковые куклы, волчки, различные конструкторы.
- 5-7 лет: к ранее выполняемым добавляем такие виды заданий: играть с разнообразным природным материалом, плести из бисера, работать с бумагой (разворачивать, складывать, скручивать, вырезывать, изготовляя гирлянды, бусы и т. д., выполнять упражнения с массажным шариком (Су-джок, самомассаж ладоней и пальцев с помощью грецких орехов, карандаша, использовать различные виды мозаики, конструкторов (железные, деревянные, пластмассовые, перематывать клубочки ниток, выкладывать узоры цветными нитками на фланелеграфе или бумаге, лущить горох, чистить арахис, рисовать пальчиками и т. д.
Чтобы добиться наиболее лучших результатов, все занятия с ребёнком превратите в интересную игру, вызывая у малыша только положительные эмоции и желание продолжать играть. Употребляйте слова и фразы, несущую оптимистическую направленность, например «Как интересно», «Вот здорово», «Молодец». Завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша и Вашем. Помните, что с мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых!