Нина Николаевна Семёнова
Логосказка в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Логосказка в коррекционной работе
В нашем дошкольном образовательном учреждении выявлено 60% воспитанников с речевыми дефектами. У этих детей одновременно нарушены: речь, высшие психические функции, состояние общей и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Основная задача логопедической работы - социальная адаптации и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение в среду нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Логосказка в коррекционной работе» размещена в разделах
Для достижения этой задачи мы с вами используем разнообразные методы, приёмы и средства коррекции. Но сегодня я хочу познакомить вас с логосказкой, которая оказывает значительное комплексное коррекционное влияние, обеспечивает на занятии положительный настрой и поддерживает интерес к упражнениям, сохраняя в памяти полученные знания.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка — это вид сказки, требующий не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, а можно и придумывать самим, можно в совместном творчестве с ребёнком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, разыгрывать сказки – спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров:
- пальчиковый;
- настольный;
- магнитный;
- масок;
- рукавичный;
-куклы – БИБАБО;
- куклы на палочках;
- театр игрушки и др.
Декорациями могут служить ширмы, мини – макеты, дидактические пособия.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок :
• Артикуляционные (развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики);
Песенка волка – УУУУУУ, песенка тигрёнка - РРРРРР
- Что закрепляли? (дыхание, артикуляцию, звукоподрожание)
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
• лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
Фланелеграф Русская народная сказка Пых
Жили-были дед, бабка да внучка Алёнушка
И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка.
Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то:
"Пы-ыхх! П-пы-ых!"
Испугался дед - и бежать.
-Что закрепили в этой сказке?
• сказки, способствующие формированию связной речи;
• сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Имитационная игра (театр на пуговицах)
«Теремок букв»
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок.
Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Никто не ответил букве А.
Зашла она в теремок и стала в нем жить.
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок.
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремка появляется буква А:
«Это я, буква А, а ты кто?»
Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»
Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.
В логосказку включаются задания на формирование психофизической сферы детей.
• психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
• релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
• упражнения на координацию речи с движением.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на всех видах занятий, активизация словаря и автоматизация поставленных звуков проходит намного быстрее.